Вот интересная информация с другого форума, добавляю без изменения. Если кто в курсе, где можно почитать рецензии Кошкина, пожалуйста дайте ссылку. Пишет по существу.
Рецензия Кошкина на "Штрафбат"
"Именно этот фильм вызвал у меня настоящую злость. Постараюсь объяснить по порядку.
На мой взгляд, основная причина этого - это мелкие, иногда даже возможно неосознанные перверсии, внесенные в сцены, представленные в фильме. Начнем сначала. Сцена с немцами, которые напускают изголодавшихся пленных на жратву в бараке хороша. Отлично показаны сверхчеловеки, показаны простые люди, которые не в силах бороться с голодом и несколько настоящих солдат и командиров, сохранивших чувство собственного достоинства. Дальше немцы начинают предлагать им вступить в хиви, мотивируя, как всегда, борьбой с большевизмом. Один соглашается сразу, играя скулами - он сильно обижен большевиками, видимо, как никак при них он дорос до капитана. Второй тоже соглашается, при этом осторожно рвет на себе гимнастерку на тему жидов, комиссаров и христопродавцев. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ четко показанный православный в серии. И именно этот православный оказывается предателем и подонком. Тут кто-то говорил, что фильм призван перековывать поколении пепси? Скажите, господа закопавшие пулемет, какое впечатление о сотнях тысяч православных, сражавшихся против фашизма, останется у пацана, который, допустим, раньше не смотрел фильмы о войне (они, скажем, пропитаны коммунистической пропагандой, пропагандой ведь пропитывали все в советское время), не читал книги (он вообще не читает)? Маленькая такая, гаденькая, мерзенькая ложка говна, подброшенная в сильную, в общем, сцену.
Но последуем за фильмом дальше. Расстрелянного майора солдаты на самодельных носилках вытаскивают за линию фронта. Солдаты выходят группой, с оружием, за ислючением одного - в форме, а лейтенант - со знаками различия. И в фильтрационном лагере им всем немедленно начинают шить расстрел, в том числе и майору, которого перетаскивали через линию фронта в бессознантельном состоянии. Дорогие друзья, здесь, в архивах, можно найти немало ссылок на то, каков был процент солдат отправленных в свои части после того, как были задержаны заградотрядами. Около 90 процентов. Остальные и впрямь после следствия могли быть понижены в звании, разжалованы, переведены в пехоту, в штрафные части, ну и, наконец, расстреляны. Но их десять процентов, и расстреляют какую-то часть из них. В конце концов, в то время действительно были паникеры, предтали, трусы, срывавшие знаки различия. Но здесь ВСЕМ участникам группы шьют расстрел. Какое впечатление окажется у того же тинейджера после этого фильма? Он будет думать, что ВСЕ советские солдаты и офицеры, вышедшие из окружения, попадали в лагерь, и если им ОЧЕНЬ везло и находился добрый майор НКВД с орденом, их отправляли в штрафбат. Остальных расстреливали.
Но последуем дальше за мыслью режиссера. На протяжении нескольких минут добрый майор в странном песчаном карьере выступает перед группами подонков и рассказывает им, что вот, фашисты напали, надо родину защищать, типа, идите уже, искупайте кровью. Зеки метко шутят, что у коммунистов осталось людей, вот и начали подметать зеков. Б...ь! В это время ведомый Емельянина таранит самолетом переправу на Дону, а сам Емельянин по степи выходит к своим. В это время мой дед воюет где-то севернее, дед Денисова лежит в госпитале с выбитым глазом и весь остаток войны будет ходить в разведку с ОДНИМ глазом. В это время дед моего детсадовского друга водит в атаку своих морских пехотинцев, не на Дону правда, в Питере. В это время СОТНИ ТЫСЯЧ солдат и офицеров отступают, закрепляются на новых рубежах, снова отступают, попадают в плен, убивают немцев! В это время в Сталинграде отбивают первую атаку учебный танковый батальон, сталинградские рабочие и части НКВД, в это время тихоокеанская морская пехота штурмует немецкие позиции в Сталинграде голяком сквозь горящую нефть и ходит в атаки с пением Интернационала. Сотни тысяч людей сражаютсятолько на Юге. Миллионы - по всему фронту. ГДЕ ОНИ? ЧТО ДОЛЖЕН ПОДУМАТЬ ПАЦАН, ПОСМОТРЕВ ЭТОТ ФИЛЬМ? Он подумает, что Родину остается защищать подонкам и героям гражданской войны - зека, одним словом...
Штрафбат прибыл на фронт и его посылают в атаку. В силу того, как я уже раскрывал, что советские командиры имеют целью замочить как можно больше советских солдат, штрафников посылают в атаку не просто так, а по минному полю. Падонки-командиры мотивируют это тем, что сперва забыли про минное поле, а теперь вспомнили. На всякий случай уточню, минное поле — наше. Вообще-то Некрасов в своих "В окопах Сталинграда" описывал, как им, в общем-то, не западло было ночью снять мины в куда более сложных условиях, для того чтобы сделать проход для атаки, но тут, видимо, решили не заморачиваться, чтобы убить побольше штрафников. Комбат сообщает своим троим ротным радостную новость. Ротные символизируют триединство настоящих-мужиков: белоказак, коммуноеврей, зекопахан. Ротные отказываются идти в атаку, мотивируя командира, командование вообще и коммунистов. Комбат говорит, что тогда их всех расстреляет НКВД. Зекопахан выдвигает свежую идею — надо перестрелять всех НКВДшников, потому что их меньше, чем немцев. Оказывается, зекопахан, замочивший на воле трех ментов и двух инкассаторов, совершенно искренне пошел защищать Родину, чтобы потом честно обнять старушку-маму, и крайне обижен таким отношением. Кстати, минус очко Козыреву, подозревавшему честного зека в том, что он вызвался добровольцем, чтобы сбежать — не таков наш советский вор в законе, чтобы прятаться от фронта. Тогда командир встает перед ними на колени и плачет (повторяю, многие актеры в фильме играют хорошо), произнося слова про Родину, которую топчет враг. Все три ротных, которые только что выражали согласие быть расстрелянными НКВД, чтобы не мучиться долго, вдруг проникаются и встают на ноги, видимо по контрасту с комбатом. Вместе они придумывают хитрый план, как утром повести свое войско в атаку. План заключается в совместном распитии нескольких канистр чистого спирта, каждому наливают от кружки до котелка (от 300 грамм до полулитра чистого спирта). Одновременно по-женски противоречивые советские командиры начинают долбить фашистские окопы кучами снарядов, чем повергают штрафников в некоторый ступор. Штрафников можно понять, их вроде бы собирались убить побольше, а тут вдруг такой расход ценного боеприпаса. Цимес в том, что, вообще говоря, когда на фронте начинается наступление, и множество солдат начинает стрелятьб из пушек, танков, пулеметов и кинжалов, а снаряды и пули летают и взрываются, все это сливается в сплошной гул, который не прерывается сутками. Но современные акустические средства не позволяют сделать такие спецэффекты, потому артподготовка выглядит весьма пикантно — в полной тишине меланхолически бухают взрывпакеты и толовые шашки, томительный силянс зависает между соседними взрывами. Но наконец слегка окосевшее войско начинает идти в атаку. Атака сделана в лучших традициях хьюмэн уэйв. Весь батальон, который до этого собрался из длинных траншей в некую яму, вылезает из ямы и все в той же тишине, прерываемой редкими хлопками взрывпакетов, идет в атаку формацией "пчелиный рой". Тут они начинают подрываться на минах и залегать. Тем временем, в тылу устанавливают многочисленные станковые пулеметы и молодой мужеподобный блондин в фуражке с синим околышем издевательски смотрит в бинокль. Часть штрафников начинает отползать, мотивируя это ранами. По ходу действия, потом будет подразумеваться, что некоторые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО были ранены, но складывается полное впечатление, что они просто сачкуют. Отползшие встают во весь рост и не спеша бредут в тыл. Мужеподобный блондин потирает чисто вымытые руки и отдает долгожданную команду: "По врагам Родины! Блоха! Ха-ха-ха-ха! Из пулеметов! Очередями! Длинными! В голову! Хи-хи-хи-хи! Беспощадный огонь!" Команду, естественно, исполняют, штрафники падают, символизируя зверства режима. Тем временем, остальные герои лежат возле немецких окопов и вяло переругиваются. Дело в том, что большая часть не понимает, чего, собственно, им отсюда двигаться. Немцы по ним вроде бы не стреляют (я не знаю почему, но ни одного из залегших не убили не только немецкие, но и советские пулеметчики!). Но комбат опять мотивирует, что нужно идти вперед, и остальные ничего не могут возразить такому железного аргументу. Поэтому они оказываются в окопах и мочат немцев как собак. Рукопашная драка сделана хуже, чем в "Антикиллере", но лучше, чем в "Тимур и его команда". Драка сводится к тому, что время от времени в кадре появляются немцы, которых или душат, или забивают прикладами или расстреливают с двух рук — в правой парабеллум, в левой МП-40. Единственной отрадной сценой стало спокойное и деловитое уничтожение пулеметного гнезда аккуратным опусканием лимонки в амбразуру. После боя, поскольку пленных не взяли и делать больше нечего, бойцы грабят трупы и пьют шнапс, а другие бойцы это осуждают. Комбат, уже чуть не обнимаясь с паханом, велит собрать все фашистское оружие и потом говорит по телефону генералу, что отбил уже две атаки. Генерал обсуждает со своими офицерами детали предстоящего прорыва и сетует на то, что бредущих из атаки негуманно расстреляли.
Ждем продолжения фильма, особенно интересует серия "Штрафбат в Берлине", на которой молодые пацаны смогут много поучиться патриотическому и другому воспитанию (заодно применили бы по назначению Р.Литвинову, Л.Вайкуле, И.Дапкунайте и прочих кондулайнен)"