'За себя' начну издалека, чтобы и самому вспомнить, как изменилось свое 'собирание'.
Когда в начале 90х у нас появился первый 'видик', старался 'коллекционировать' эпизоды мульт-сериалов, записывая их на видеокассеты, типа Утиных Историй, а позже серий Star Trek Voyager. Тогда конечно не имел понятий о качестве, или каком-то 'оригинальном звуке'.
Первым кайфо-шоком от лицензионных изданий было посещение видео магазина в Англии, где гигантской стеной по несколько метров в ширину и в высоту стояли ряды официальных видеокассет с эпизодами сериалов Звездного Пути, по две серии на кассету. Тогда впервые возник 'финансовый ограничитель', подумав это сколько же нужно фунтов, чтобы купить эти сотни кассет по 9-12 каждая!
Обошелся эпизодами любимых сериалов Mr. Bean и Fawlty Towers, наверное первые 'лицензионные' видеопокупки.
Коллекционировать VHS так толком и не стал, лишь в последние пару лет перед открытием DVD формата накупил почти все имеющиеся на видеокассетах 'канонические' эпизоды Х-Файлов, к имеющимся тогда полторам десяткам фильмов по какой-то тогда почтово-коллекционной скидочной программе от Columbia/Tri-Star.
Так что просветление с пришедшим DVD не было болезненным, заменять кучи кассет не нужно было, а все пиратские остались в России.
Сначала на DVD хотелось всё, прямо всё подряд, лишь бы посмотреть на качественную картинку. Покупал, а позже в силу финансовых ограничений и подворовывал, каждый проходной фильм. Просто рентовать (брать на прокат) что-либо никогда не устраивало, потому что всегда подзуживала обсессивная компульсивность иметь всё, что просмотрено, поэтому при первых же более-менее недорогих записываемых DVD-R начал копировать диски из Блокбастера. Особенно аниме и сериалы, которые стоили тогда по 100-130 долларов за сезон.
То есть 'коллекция' тогда на полном серьёзе состояла из нормальных дисков на полках, и нескольких папок с DVD-R, подписанных маркером. То, что некоторые болванки читались только на одном плеере, а некоторые только на другом, вроде как не смущало. Оставалась вера в светлое будущее такой коллекции, и что она будет востребована собой же.
Когда финансовы перестали так сильно сдерживать рост 'собирательства', а DVD значительно подешевели, потихоньку заменил почти все такие самодельные болванки, кроме записанных прямо с ТВ трансляций некоторых редких сериалов, так и не вышедших даже на DVD.
К моменту выхода двух новых HD форматов коллекция была довольно большой, поэтому первыми принципами и самоложью были решения покупать только новые фильмы, а заменять из старых только самые любимые или зрелищные. Первые годы серьёзно старался читать обзоры и сравнения выходящих HD DVD и BD, даже были (может до сих пор есть) сайты с относительной оценкой, определяющей насколько стоит заменять DVD. Отец же еще тогда сказал, ну вот и всё, теперь тебе придется всё заново покупать. Неее, фыркнул я, только некоторые фильмы, да пока они все выйдут на BD, на DVD то не всё доступно, и т.д. Однако, несмотря на некоторую правду в этих убеждениях, он оказался прав. Сейчас я заменяю каждый DVD, вне зависимости от трансфера и наличия бонусов, главное чтобы фильм до сих пор оставался интересен. Есть такие фильмы, которые с годами перестали нравится, их не тянет пересматривать, а потому даже с имеющимися в наличии HD вариантами их не заменяю.
Следующий этап коллекционирования заключается в неотвратимом насыщении и завершении, насколько это вообще возможно с постоянно пополняющимися новыми экземплярами средой.
То есть когда все топовые фавориты уже куплены, и не раз. Когда все чуть менее любимые фильмы тоже имеются. И даже второстепенных куча. К этому времени и возрасту уже есть сложившиеся вкусы, почти неизменяемые понятия что считается хорошим фильмом, и есть наилюбимейшие, но стареющие актрисы, актеры и режиссеры. Тогда остаются уповать только на редкие новинки от этих фаворитов, реже с новичками но качественно сделанных в полюбившемся жанре, и перепокупать по третьему, пятому разу 'старые' и не очень фильмы.
Здесь, опять же, ограничителем может быть уже не какой-то вкус или предпочтения, а финансы. Раньше имел один бокс Чужих, и был доволен, других изданий не надо (хорошо хоть их и не выходило так много, иначе было бы больно, наверное плохой пример). А теперь рад второму стилбуку каждой части, хоть все есть в действительно ультимативном боксе, а новые релизы даже не содержат бонусного диска.
Кто-то скажет 'с жиру бесится', и действительно необходимости в таких покупках нет, и вроде целостность коллекции без них не пострадает, но и с ними становится немного лучше. С надеждой на то самое светлое будущее, в котором такие наборы одного фильма или франшиз будут стоять каждый на своей полке, лицом, а не просто подряд стопкой только корешками наружу. Но и это имеет свои пределы. Ну повелся на второй стилбук, а еще диджипак, и какое-нибудь общее книгообразное издание или бокс с книжечкой. Но потом на третий стилбук, еще один диджипак, уже скорее всего не поведусь. Если уже есть даже в нескольких видах, куда дальше.
Дальше только следующий формат (о мой богсла [sm=be.gif]).
Фактором является и обсессивная компульсивность, страх, что такого издания потом не будет, значит нужно взять сейчас, пускай лежит 'на потом'.
В итоге принципы коллекционирования со временем изменились сильно, но их основы остались такими же. Те же категории мирно сосуществуют, лишь их виды или подтипы расширились. Есть обязательные фильмы-любимчики, которые покупаются столько раз, сколько найдется интересных изданий. Есть средние фильмы, которых может и одного бы издания хватило, но выходит столько разных красивых вариантов, что удержаться сложно. Последний пример - Голодные Игры. Прошу учесть, что не понравился бы фильм, таки не купил бы ни одного из них, то есть это всё же является главным, первым фактором.
Затем есть 'библиотечные' фильмы, те, что посмотрел, более-менее понравились, и остаются или добавляются в коллекцию просто чтобы были под рукой. Для них 'особенные' издания не выискиваются, но если есть выбор между простым, или 'стилбучным' вариантом, например, то конечно берется последний. То, что некоторые любимые фильмы до сих пор существуют только в простых амареях, часто даже без существенных бонусов, а то и вовсе еще на BD не выходили, а какие-то относительно проходные фильмы лежат в коллекции в стилбуках и диджибуках, конечно несколько смещает весы непонятно куда, но в моей голове они остаются по ценности на своих местах.
Есть люди, которые берут 'супер-крутые' боксы только потому, что они так позиционируются, или популярны среди большинства. Но я никогда не куплю, если сам фильм или сериал не нравится. Например у меня нет и не будет Бонд 50 бокса, потому что не нравятся фильмы до Броснанской 'эры'.
Другие собирают все издания одной серии, но я также беру из любой серии изданий только те фильмы, которые нравятся, и пускай она будет 'не полной'.
Последним нежелаемом но неотвратимым результатом длительного коллекционирования, тем более проходящего через несколько форматов, являются ставшие ненужными издания. Когда-то ты этому диску радовался, а потом вышло улучшенное в чём-то, будь то бонусы, трансфер, упаковка, даже на том же формате, не говоря об обновленных в HD с DVD наименований, и теперь оно ненужно. У меня таких дисков накопилось как минимум на одну пятую всей коллекции. Не 'чистил' её лет 10. Здесь, правда, тоже есть свои принципы - заменить или оставить.
Если это один из любимых фильмов, то даже если ни в упаковке, ни на диске нет ничего особенного, он остается в коллекции чисто для истории, или для обложки простого амарея.
Если фильм просто хороший, а он должен быть таким, чтобы его 'апгрейдили' и обновляли, и все содержимое есть на другом или других, более новых изданиях, то такой релиз можно убрать.
С приходом нового формата 'средние' и каталожные фильмы часто обновляются не 'полноценно', то бонусы забудут некоторые, а то и все, то упаковка обычный BD амарей, тогда как DVD был, например, в диджипаке. Такие релизы конечно остаются и дополняют друг друга.
Наверняка забыл что-то сказать, но можно потом добавить.