Фильмы ужасов – один из популярнейших жанров современного игрового кино. Люди толпами идут в кино на очередной ужастик, чтобы в течении двух часов переживать за персонажей, а затем пугаться каждого звука. Но так ли это? В последнее время почти все фильмы ужасов клишированные, или являются ремейками на успешные когда-то фильмы. Давайте разберемся с историей фильмов ужасов и поймем, почему они стали такими популярным?
Как известно на данный момент, самый первый фильм ужасов был снят ещё в конце 1800-х годов, когда кино ещё не было таким популярным. Это был короткий (3 минуты) и немой фильм под названием «Замок Дьявола». Современному зрителю фильм покажется не страшным и даже глупым, этот фильм всё равно называют ужастиком.
Первым «классическим» фильмом ужасов можно назвать знаменитый «Франкенштейн». Долгое время фильм считался утерянным, но в 50-х годах была найдена его копия (в 1993 году фильм перевыпустили).
После этого, в 20-е и 30-е годы выходят ещё множество фильмов, среди которых легендарный «Призрак Оперы», который сейчас входит в Классическую серию фильмов ужасов. Помимо этого фильма, в 30-х и 40-х выходят ещё несколько классических фильмов, среди которых есть «Дракула», «Мумия», «Франкенштейн» и множество других.
Но с приходом Второй Мировой Войны фильмы ужасов потеряли свою актуальность, а если и были, то ориентировались больше на запугивание людей, чем визуализацию ужасов.
Но настоящим прорывом стали 50-е и 60-е годы. После того, как люди пришли в себя после войны, стали выпускаться действительно значимые фильмы ужасов, появились режиссеры, известные до сих пор. Например, Альфред Хичкок, которого считают чуть ли не отцом современного фильма ужасов, а его «Психо» — вершиной жанра ужасов в целом. В этот период ужасы изменились полностью. Из них ушла та «классическая» готическая и мрачная атмосфера, фильмы стали больше триллерами, фильмами, которые держат в напряжении и ориентируются именно на это. Появились различные направления: фильмы про инопланетян, монстров, мутации («Нечто из иного мира»), на демонскую тематику («Ребенок Розмари», «Омен»), о мутировавших животных («Годзилла»).
В Голливуде эту тематику быстро подхватили, и жанр ужасов стал переживать свой рассвет, если можно так выразиться. Были сняты ремейки уже классических фильмов: «Дракула», «Мумия» и «Франкенштейн» вышли на новый уровень и главные герои, их персонажи перестали быть абсолютными антагонистами.
Начиная с 70-х и 80-х годов, ужасы стали меняться ещё больше и уже в ту сторону, какими мы видим их сейчас. Так как основной аудиторией были подростки и молодые люди, главными героями были они же. Тогда слэшеры переживали свой восход и, как мы видим, они всё ещё популярны. Именно в 80-х были сняты «Кошмар на Улице Вязов», «Пятница, 13» и прочие известные фильмы.
На 90-е пришелся закат и слэшеров, и фильмов ужасов в целом. Идеи закончились, публика потеряла интерес, и снимать ужасы стало невыгодно. Однако в 1996 «Крик» увидел свет, и это стало настоящим прорывом. Теперь фильмы ужасов снова были популярны, хотя и в бескровной их версии.
В 2000-х появляется тенденция снимать ремейки, сиквелы и приквелы уже имеющихся произведений. Они не всегда были удачными, а попытки кроссоверов были не такими успешными, как это было раньше. Однако начало 2000-х подарило нам множество культовых фильмов: «Звонок», «Проклятье», «Паранормальное явление» и прочее. Развивался жанр псевдодокументалистики, однако он не был особо популярен. Разве что в самом начале, когда шумиха вокруг «Ведьмы из Блэр» ещё не утихла. А ещё в 2000-х решили вернуть ужасам «взрослость» путем добавления крови и сцен насилия.
В 2010-х, из-за развития Интернета и соцсетей набирают популярность психологические фильмы ужасов о кибертерроризме и преследовании в сети. К тому же, фильмы ужасов уже не так популярны — их вытеснили сериалы. Было создано множество хоррор-сериалов: «Американская история ужасов», «Крик» (ремейк), «Мотель Бейтсов» (ремейк «Психо») и другие.
НОВАЯ КРОВЬ
В последнее время стали появляться новые фильмы ужасов, подающие в общем то старый материал, все те же сюжеты, но под таким углом, который ранее не был виден. В этот список можно записать следующие ленты: Оно преследует, Бабадук, Реинкарнация, Прочь, а также грядущие Мы и римейк Кладбища домашних животных. Как вы считаете, это реально новая тенденция и направление на "умный" хоррор или просто эксперимент, которым в свое время был сюжет про найденный пленки? Кстати, лично мой самый любимый хоррор - Искатели могил - он именно из потока фильмов, выходивших как раз во время того эксперимента )))
А какой любимый хоррор у Вас?