"Враг" Дени Вильнева открывается с макабрической сцены, в которой Джейк Джилленхол с ужасом наблюдает, как голая женщина пытается заостренным каблуком раздавить паука. После этой сцены, когда повествование перетекает в привычное русло, становится ясно, что в этом фильме Джилленхол играет замученного профессора истории, который днем в полупустой аудитории читает лекции о формах контроля, а вечером, точно по принуждению, занимается сексом с симпатичной подружкой (в роли оной знойная Мелани Лоран). Однако скучной, монотонной жизни преподавателя приходит конец, когда по совету коллеги главный герой берет в прокате проходную киноленту, где на третьем плане замечает актера, который выглядит в точности как он сам. В 2013 году уже выходил
фильм о двойниках, представлявший собой кафкианскую интерпретацию Достоевского. На этот раз, впрочем, классик русской литературы ни при чем. Фильм Вильнева снят по мотивам романа "Двойник" португальского писателя, лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго. И разница в первоисточниках чувствуется: если двойник Джесси Айзенберга был похож на него внешне, но по характеру являлся полной противоположностью, то Джилленхол изобразил двух почти идентичных людей (вплоть до шрама на животе), лишь с небольшими различиями в темпераменте - очевидно, благонравный преподаватель не может соперничать в дерзости с актером, пусть и третьесортным. Окрасив новый фильм в ядовито-желтые тона, Вильнев отвлекся от историй, уходящих корнями в реальность, и переключился на субъективные фантазии о двойниках. Однако сделал это столь путано и невнятно, что в финале мало кого заинтересует, зачем вообще этой истории, к примеру, понадобился паук (любопытно, сколько зрителей в принципе оценят кивок Вильнева в сторону Дэвида Кроненберга?). Поскольку содержание донельзя туманно и размыто, остается наслаждаться атмосферной картинкой и тонкой игрой, несомненно, талантливого голливудского актера Джейка Джилленхола.
6/10