Головной офис студии Lionsgate. Секретное совещание по Голодным играм.
Директор студии: - Господа! Два фильма Голодных игр принесли нам уже полтора миллиарда. Но у нас осталась только одна, финальная книга Сойка-пересмешница для экранизации. Нужно срочно придумать, как можно заработать на ней еще больше денег!
Главный топ-менеджер: - Давайте разделим книгу на два фильма!
Остальные менеджеры: - Зачем!?! Там всего 300 страниц!?!
Главный топ-менеджер: - Нужно разделить для того, чтобы более углубленно показать психологическую глубину и душевные терзания главной героини. Перевести повествование на экзистенциальный уровень. Снять серьезную и подробную экспозицию перед финальным сражением. (небольшая пауза) - Ха! Да я шучу! Бабки господа! Бабки!!!
Остальные менеджеры - Дааа!!! Бабкиии!!!!
Именно такой эпизод частенько прокручивался в голове во время просмотра Сойки-пересмешницы. Иначе как способом заработать больше денег, не видно смысла распила и так небольшой книги. Из-за разделения на две части сильно пострадала повествовательная структура. Любое произведение, неважно литературное или кино, должно следовать трех-актной структуре: Зачин - Развитие - Финал. Сойка же лишена последнего составляющего, из-за чего кажется лишь прологом или мостиком к финальной части. Но это не полноценное кино. Питер Джексон, деля Хоббита, наполнил фильмы дополнительными персонажами и сюжетными линиями. Здесь же мы видим не очень насыщенное на событие повествование. Попав в продюсерскую западню, режиссер Френсис Лоуренс, пытается растянуть визуально те эпизоды, которые в обычной жизни остались бы на полу монтажной. Как например долгий план идущего Богса на фоне взлетающего планолета. Красиво, но зачем? Но там где промахнулись продюсеры, режиссер и команда бьют в самую цель. Френсис Лоуренс вольготно экспериментирует с кино-эстетикой. Тут вам и замкнутый клаустробофический триллер (привет Подводной лодке Вольфганга Петерсона), густонаселенный Дисктрикт 13 (он же Зион из Матрицы) и даже напряженный политический триллер, действие которого разворачивается исключительно в кабинетных стенах. Надо отдать Лоуренсу должное, несмотря на небольшое количество локаций, он создает интересную и убедительную атмосферу и картинку. Стахановское знамя работы подхватывают и актеры. Дженнифер Лоуренс наконец-то попадает в свойственное ее актерскому диапазону кино. Медленный темп повествования предоставляет ей с артхаусной точностью и филигранностью углубить и расширить образ Китнисс Эвердин. Долгие планы и большое количество диалогов раскрывают персонажа, как никогда прежде. Необычайно высокий уровень перфоманса выдал Джош Хатчерсон. По предыдущим работам актера сложно было предположить, что он умеет так чувственно играть. Надо бы ему чаще наведываться в арт-хаус. Но в итоге все старания режиссера и актеров сделать мощно, стильно и интересно скатываются к недостатку материала и событий на два часа экранного времени. Можно поспорить, что эти два часа полезны для углубления характеров персонажей. Но поверьте, даже в неторопливом темпе все эти события уместились бы в час хронометража. Это была бы замечательная экспозиция к дальнейшему развитию сюжета и грандиозному финалу. Но фильм обрывается там, где не должен. Да, можно привести в пример И вспыхнет пламя, которые тоже заканчивались мощным клиффхэнгером. Но разница между ИВП и Сойкой, что вторая книга была законченной автором изначально. И клиффхэнгер шел уже после основного финала. Нарушение же трех-актной структуры не ведет ни к чему хорошему. Да, талантливый режиссер и актеры могут постараться вытянуть сотню страниц и попытаться сделать интересно и напряженно. Но лучше с такими фокусами не играться. А быть со зрителями более честными. Мы ведь прекрасно понимаем, что 300 страниц вполне можно уместить в 2 часа 30 минут. Что собственно и доказали Голодные игры и И вспыхнет пламя. Увы, но фильм производит впечатление легкого перекуса шоколадкой перед плотным обедом. Да, это вкусная шоколадка с орехами и нугой. Но это не полноценный обед, и мы все равно ощущаем чувство голода. А ведь идем мы в столовую, чтобы плотно поесть. Так же как идем в кинотеатр посмотреть полноценное кино. И несмотря на явные плюсы и достижения Сойки-пересмешницы (серьезно проработанная экспозиция, углубленное погружение в души персонажей, плавное и неторопливое изучение мотивов и поступков героев), все равно сложно назвать ее полноценным фильмом. Остается только подождать еще один год, а затем одним разом посмотреть Сойку 1 и 2. И именно тогда он будет тем фильмом, которым и должен сейчас быть. А пока...
6.5/10