Майкл Бэй яркий представитель второго поколения рекламщиков-режиссёров (Ридли Скотт к примеру из первой волны)\имхо. Он умеет красиво завернуть "ничто" и продать, и в тандеме с Брукхаймером, до Плохих Парней 2, это "ничто" хорошо продавалось. Не могу сказать, что Майкл сейчас сильно изменяет себе, но смена продюсера всё таки явно отразилась на фильме. Это привело к тому что упаковщик конфет, решил поднять планку и изготовить и продать конфеты в одном фантике вместо двух с ленточкой, да ещё с орешком внутри. Вот только на то он и упаковщик "ничто", что не должен заходить за рамки своих возможностей.
А в результате он полностью загубил футуристическую часть фильма - декорации, внутрифильмовой дизайн и даже костюмы, просто ужасны. За эту работу отвечает художник фильма, но сдаёт он её Бэю, и тот, или спустил этот вопрос в свободное плавание, или просто ничего в этом не понимает. Схожая халатность наблюдается в разной степени в Часе расплаты и Шестом дне. Но в первом случае это был изначально провальный проект человека который никогда в фантастике не работал, и он намеренно из Филиппа К. Дика сделал реалистичный боевичок (на чём и прокололся). А второй был, скажем, проектом ни на что не претендующим и снятым режиссёром старой школы средней руки. Вообщем за дизайн фильма и визуализацию будущего в частности, я бы смело Остров номинировал на Малину.
Ужасно огорчил тот факт, что Бэй стал халатным в режиссуре и монтаже, точнее всякие нужные детали начал опускать. Например никогда за ним не замечал невнятной “географии” происходящего (кто куда из какой комнаты), а в сценах побега с базы, помимо их не проработанности (так просто сбежали и не раз?), не понятно как они это сделали - то есть как они добрались из точки A в точку D (опять же дважды). Я абсолютно не понял механику побега, а для жанрового кино, тем более Майкл Бэя, это плохо. Должно быть всё чётко и понятно, кто куда и зачем.
Он очень красиво снимает уличные action сцены, и здесь настолько виден контраст между этими сценами и сценами в бездарных декорациях, что иногда кажется что он не знает как с этой огромной бандурой работать, под каким углом и с каким освещением. Всё настолько не интересно и аскетично, что первая треть фильма проходит в пустом лицезрении дизайна годов эдак 80-х, а-ля Крепость. И эта же часть по-моему полностью провалена сюжетно - я так и не понял, пытался сценарист с режиссёром нас убедить в том что есть Остров, или с самого начала зритель должен быть в курсе проблем клонов и выжидать предсказуемого побега.
Далее сюжет пестрит огромным количеством неправдоподобных деталей. Например сцена на трассе явно спёрта как минимум с 2-х фильмов (как раскадровка, так и технологически). Не это главное, понимать откуда в мире, где нет железнодорожных путей (монорельс и какое-то подобие магнитного) нашлись колёсные пары, я отказываюсь. Не, конечно можно представить что они везли их утилизировать, но это жанровое кино, и в таком случае нужно было показать, допустим, выезд грузовика со свалки вагонов, или показать старую часть города где они есть. А так нас наоборот заверили, что технологии такой уже давно нет, а колёса почему-то ещё есть. Раньше такие детали Бэй всегда описывал - нельзя оставлять хвосты как повод для лишних сомнений и мыслей, ведь это чистое развлечение и всё должно быть максимально просто и разжевано.
На самом деле я уже второй раз за год обманут халатностью сценария - Сокровища Нации зрителя вообще принимали за полного идиота, здесь хоть есть оправдание, что это будущее. Копеечное, но оправдание.
В итоге мы получили нормальное развлекательное кино на один раз, лучше, чем Час Расплаты и Шестой День, но значительно слабее, чем Я робот и Особое мнение. Идея фильма смехотворна и никаких доводов для размышления не даёт. Убивать клонов плохо - и что? Вывод какой? Выпустить их на волю? Бред.
Хотел сначала поставить 6, и то из-за Скарлет, которая в этом фильме глазки только строит (и весьма успешно). И эти пустые глазки целиком на совести режиссёра, посмотрите его работы и вы увидите. что у него актёры работают сами, инструкции получают минимальные, и в основном работают на своей харизме (как впрочем и во всех фильмах Брукхаймера - он подбирает не актёра, а типаж). А поскольку у Скарлет похоже на такой жанр харизмы не хватает, а Эван-клон вообще в роль не попадает (только его оригинал), поэтому всё так смехотворно выглядит.
Конечная оценка - 5 из 10. (для сравнения
Мистер и Миссис Смит и
Я робот очень понравились - 7 из 10). Так что можно опустить мою излишнюю(мягко говоря) критичность и спокойно идти на средний боевик.