Прочла все три книги. Где-то с середины первой книги стало скучно и дочитала только из принципа. Единственной изюминкой этой, с позволения сказать, эпопеи являются деймоны. Остальное – неудачно прикрытое обилием ненужных деталей и показушной фантазией отсутствие стиля и настоящей фантазии, проявляющейся не только в умении придумать нечто принципиально новое, но и в умении огранить «старое», чтоб оно заиграло новыми красками, изящными поворотами сюжета, к месту вставленным юмором, убедительными героями и пр. Вместо того, чтобы придать блеск действительно стоящим задумкам (например, миру, уничтожающему взрослых, социуму, живущему по церковным законам), Пуллман предпочитает «брать» читателя нагромождением псевдофантазий, от обилия которых становится просто дурно, а в голову помимо воли вместо увлечённости читаемой историей лезут мысли, что автору нужно было настрочить столько-то строк по заданию издателя, вот он и строчил их для галочки без чувства, толка, расстановки.
Что касается героев, то детям, наверно, в самый раз читать про таких героев, которые если красивые, храбрые, гордые, то в самой превосходной степени, то одни такие во Вселенной. А мне как человеку взрослому некому было симпатизировать, не с кем было себя идентифицировать. У героев нет внутреннего конфликта, ведущего их по пути развития, (нельзя же считать таковым чувство вины Лиры, давшее ей переход от детских проказ до осознания своей ответственности, только потому, что, утрированно говоря, Пуллман несколько раз к месту и не очень написал: «Герой почувствовал то-то, а оттого и поступить должен так-то»). А если и есть конфликт, то он «убит» в пользу грёз автора об абсолюте (которого в реальной жизни не бывает, да и попросту неинтересному) и маленьких девочках.
До того, как увидела фамилию писателя среди сценаристов, надеялась, что фильм лишится недостатков литературного первоисточника и порадует развитием действительно удачных идей (например, столкновением и взаимообогащением двух или нескольких цивилизаций из разных миров).
P.S. Только не надо меня упрекать в том, что я не заметила «богатой философии» пуллмановских книг, «удачного вложения» в приключения маленькой девочки библейских истин и пр. Недостаточно иметь идею, надо уметь ещё и излагать её.