Запредельно высокие оценки кинокритиков новому фильму Стива МакКуина могут озадачить - как выяснилось, история "12 лет рабства", основанная на реальных событиях, не преподносит никаких сюрпризов. Главный герой Соломон Нортап, свободный негр, опытный скрипач, проживавший с семьей в штате Нью-Йорк, в 1841 году был похищен, обращен в рабство и доставлен в Луизиану, где 12 лет терпел тяготы невольничества. Фильм подробно иллюстрирует жизнь в рабстве - принудительный труд, побои, недоедание - и несокрушимую стойкость Нортапа перед выпавшими на его долю испытаниями. Порой кажется, что повествованию отчаянно не хватает личной драмы главного героя, эмоционального надрыва. Невольно начинаешь обращать пристальное внимание на второстепенных персонажей: "доброго" плантатора в исполнении Бенедикта Камбербэтча, который сочувствует рабам, но ничего не может поделать с существующим укладом, и "злого" плантатора с лицом Майкла Фассбендера, прячущего за внешними проявлениями агрессии свою внутреннюю слабость, находясь под каблуком у властной жены. Неожиданно появляется мысль, что МакКуин намеренно отошел от киношных клише: в его фильме несвободны не только черные рабы, но и белые плантаторы. Один из них, хотя и не согласен втайне с системой, тем не менее живет по установленным ею правилам; другой, влюбившись в негритянку-рабыню, вынужден из-за предрассудков сдерживать в себе это "порочное" чувство. Впрочем, в фильме есть сцены, посвященные и личному горю главного героя. Самая известная - сцена, в которой полуповешенный Нортап, едва доставая кончиками пальцев до земли, висит полдня в петле, в то время как жители окрестной деревни ведут свой обычный образ жизни, делая вид, будто ничего не случилось. Там, где зритель, возможно, ожидал проникновенного монолога, мученическое лицо и обреченный взгляд Чиветела Эджиофора говорят гораздо больше, чем любые слова (и сдается мне, это хороший повод номинировать афробританца на "Оскар"). Дело здесь не столько в сюжете, весьма формальном и слегка неряшливом ближе к финалу, сколько в тщательно проработанных мелочах, изобретательной режиссуре, подстегивающем ритме и бескомпромиссной интонации. Вкупе с виртуозной операторской работой Шона Боббитта и трогающей музыкой Ханса Циммера, это один из лучших фильмов 2013 года.
9/10