Кролик Джо-Джо, реж. Тайка Вайтити (2019)"Jo-Jo rabbit" 10- летний немецкий мальчик живет в большом доме со своей мамой (Скарлетт Йохансон) и ждет, когда папа вернется из зарубежа. У парня есть воображаемый друг, которого видит только он (Тайка Вайтити), а еще в комнате его умершей старшей сестры водится привидение. На дворе 1945 год... Этот фильм оставил глубокие и сильные впечатления после просмотра. Искренне благодарю всех, причастных к его созданию. А также, неожиданно, понимаю почему было принято решение о запрете его кинопроката у нас.
Когда посмотрел Тор: Рагнарек, снятый Вайтити, то был убежден, что Тайка - клоун, которого интересует только веселуха (как Райана Рэйнольдса). Это не осуждение, просто так показалось. И перед просмотром Кролика я никак не надеялся увидеть кино, встающее в один ряд с Мальчиком в полосатой пижаме, Лабиринтом Фавна и Маленой! Да, думал я, это хохма построенная вокруг воображаемого друга (по причине наличия которого, мне казалось, фильм и запретили). На деле же персонаж Вайтити в кадре минут 10, пару-тройку раз по несколько диалогов, и все. Настоящий герой фильма - мальчик, сквозь ложь и страх взрослых, идущий к взрослению. Примерно в середине фильма Вайтити, избравший карикатурный тон отображения немецко-фашистской идеологии, наносит зрителю без всякого предупреждения удар драмы такой силы, что подкашиваются ноги. По ощущениям как будто доской с размаху выхватываешь по лицу! Ты дезориентирован, тебе больно, ты не знаешь как вообще на это реагировать...
В этом сногсшибательном эффекте виновата Скарлетт. После молчаливых картинных поз у Марвел, тут она внезапно выдает мощную актерскую игру, убедительно изображая человека, которому очень страшно, но бояться нельзя, т.к. от нее зависят жизни тех, кто не способен позаботиться о себе самостоятельно. И вот эти ее движения, мимика, пластика так ярко демонстрируют как героиня себя мотивирует и поддерживает каждую секунду, это читается и персонажу сопереживаешь очень сильно!
Теперь об отмене проката. В фильме нет лишнего. Каждая сцена ведет к другой. Мальчик подрывается на учебной гранате не ради хохмы с воображаемым другом, таким способом Вайтити выводит персонажа из горнила войны, чтобы показать события со стороны.
Точно так же расстрел пленных немцев был нужен, что персонаж капитана мог очиститься через самопожертвование ради Джо-Джо (и снова Вайтити удивляет, показывая капитана на всем протяжении ленты первостатейным дураком, в последние секунды дарит ему момент подлинного человеческого героизма), но вот в чем беда - демонстративно показано, что американские войска пленных не расстреливали, роль угрюмых палачей отведена красноармейцам. И это больно. Я понимаю, что сцена гибели капитана важна. И важно было именно расстрелять, а показывать в негативном ключе своих соотечественников Вайтити не стал... но ведь Сорсезе в Ирландце сделал это без проблем!
Таким образом, в кинотеатре увидеть подобное мне было бы тяжело (несправедливо), но даже с учетом этой ложки дегтя, Кролик Джо-Джо остается в моих глазах проникновенной печальной историей о муках войны, талантливо переданной через сомнения маленького мальчика.
Тайка Вайтити может в драму! Любителям кино рекомендую к обязательному просмотру, гарантирую, что этот фильм не оставит вас равнодушными.
P.S. город, где развиваются события - это Карлсхорст? кто-нибудь знает или обратил на это внимание?