The Man in the Iron Mask (1939). Человек в железной маске. Именно этот фильм создал, условно скажем, голливудскую версию истории Дюма. В отличие от в целом следующей роману версии с Дугласом Фербенксом, здесь впервые появилась сказочная "альтернативная" Франция с Людовиком (вообще интересно, откуда взялось это имя, так Луи называют только в России) - дегенеративным садистом, Франция, в которой судьбы и имена реально существовавших людей, их должности и времена переменяются самым странным образом, а манера поведения при дворе неожиданно напоминает вестерны. Так что в своем роде фильм жанрообразующий. И очень дорогой - он, выпущенный независимой "Юнайтед артист", стоил больше миллиона долларов, при том что для сравнения средний юниверсаловский фильм того времени обходился в +/- сто тысяч, выдающийся - максимум триста-триста пятьдесят.
Отдельный интерес он представляет для любителей хоррора. По как минимум трем причинам. Режиссер - великий Джеймс Уэйл, автор первых двух Франкенштейнов и Человека-невидимки. И два эпизодических исполнителя, встреча которых в одном фильме (не в кадре и даже не в титрах, где одного из них нет) сегодня кажется звоном колоколов судьбы. Это Дуайт Фрай, Ренфилд из лугошевского Дракулы, Фриц из Франкенштейна и эпизодический исполнитель чуть ли не всех заметных "юниверсал хоррорс". В титрах его даже не упоминают. хотя реплики у него есть. И великий Питер Кушинг в своей первой кинороли. Впрочем, основную роль Кушинга мы не увидим - он был stand-in'ом во всех сценах, где в кадре появляются одновременно два королевских близнеца. Жаль, что в итоге смыли его, а не Луи Хейворда, оставшегося в фильме... А как интересно было бы посмотреть альтернативную версию...
Итого: отличный фильм плаща и шпаги, бесспорно пострадавший от времени, но сохранивший обаяние своих творцов.
Впрочем, строго для любителей кино 30-х - первой половины 40-х и просто истории кино.
Без оценки - скажем так, фильм мне субъективно очень понравился, тем более что я так давно и до сего момента безуспешно пытался его найти.