В последнее время (а особенно в мае 2006 года) я уже ничему не удивляюсь, даже как можно продать один и тот же фильм, ни разу не моргнув левым глазом. Воистину, создатели MI – коммерческие гении. Если вы вдруг не в курсе, что являются собой продукты, выходящие под маркой “Невыполнима”, сообщаю. Это сборник дорогостоящих мизасцен, снятый дрожащей камерой и обработанный на компьютерных станциях с одной единственной целью, чтобы было стильно и смачно… хрумкать попкорн.
Доблестные американцы любят шпионов и суперменов в одном флаконе – и этим все сказано, то бишь сначала тайная вылазка в тыл врага с обязательным переодеванием, а уж затем на многострадательную голову главгероя выбрасывают два или три полка американской пехоты, чтобы их по-быстрому и красиво он порубил на мелкую капусту. Это настоящий голливудский блокбастер, скроенный по давно уже известным лекалам - грамотные спецэффекты, квалифицированные пиротехники, slo-mo, фирменные приемы и ужимки, пара кульбитов.
Такой вот у нас винегрет, снятый в изящной клиповой манере – крупные планы, резкий монтаж, быстрая смена кадров. Взгляда от картинки не отвести. Здесь балом правит спинномозговое зрелище: большое, размашистое, и многомиллионное. Если вы готовы оставить у входа весь свой культурный багаж, то в обнимку с этим незамысловатым развлечением можно смело провести один денек в кинотеатре, постоянно вжимаясь в кресло от напряжения. Но, как всегда, в нашем деле все портят маленькие нюансы.
Нюанс первый – сюжета нет, а пседоистория про спасение милой из лап всемирного зла – не в счет. Нюанс второй – преступно коротко, хотя довольно разнообразно: видно, что съемочной группе ни раз пришлось попотеть над международной визой. Вот начало - шикарный и пугающий монолог главгада, вот знаменитый музыкальный трек, задающий нужный ритм, вот популярный актер, не слезающий с глянца, вот знаменитая сцена из первой части, а вот и копирка из сиквела. А вот тут – а что тут, охринеть можно, а не взрыв, только, увы, вот – смотрите финальные титры. Быстро? Не то слово.
Нюанс третий – зубодробительно, но ближе к концу чудовищно глупо, так сказать в розовом цвете. Финалу явно не достает брутальности и драйва, а ложные режиссерские пути по протоптанному, рельсовому маршруту только ослабевают внимание. Нюанс четвертый – актеры: Том Круз после френчайза и недавней “Войны Миров” продолжает все так же лететь (читать – бегать, высоко поднимая колени) “на автопилоте”; пассия Тома Круза, не отставая, бежит за ним, по ходу задавая глупые вопросы и все время причмокивая губками; и только Филипп Сеймур Хоффман традиционно излучает харизму, за что ему большое человеческое спасибо.
Нюанс пятый – режиссер. Так уж повелось, что красивая картинка – не 90% успеха, на остальные десять в этом жанре ложатся игра актеров, внятность сценария и целостность повествования. С последним у Абрамса особая беда – он просто не умеет рассказывать истории, а уж второсортные тем более. Но если абстрагироваться от всего выше перечисленного и закрыть глаза на хамство продюсеров, то вполне можно получить море удовольствия.
Резюме: Голливудский тир или вполне себе качественный экшен далеко не последнего пошиба. Клиническую сценарную идиотию почти незаметно латает четкая пиротехника и виртуозная работа оператора.