12 Как я понимаю, данный фильм взял на Веницианском кинофестивале не главный приз, как трубят все средства массовой информации, а лишь специальный, за лучший актёрский ансамбль. Ну, за это он приз, конечно, заслужил. Ну а как сам фильм? Вопервых раздражает то, что фильм в первую очередь делался именно для фестивалей. Горбачёв и Ельцин в начале фильма, а также бегущие солдаты с криком "ура" на фоне транспарантов про мир (даже есть на французком языке, чтобы уважаемое жюри точно оценило) и прежде всего убогость россейской действительности. Бесит уже. То в "Ночном дозоре" показывали самые грязные подъезды и бомжеобразных героев, то здесь. "Дозоры" - клиника, но этот фильм же претендует на звание высокого искусства. Зачим принижеть себя? В Москве есть МосГорСуд. Очень приличное здание. Незнаю уж где они откопали тот суд, да ещё и рядом со школой, якобы работающей. Школ, кстати, таких уже думаю тоже в Москве не осталось. Ремонты всё-таки делают. Да и герои тоже... Стоянов например. Нет, сыграл он отлично, но где вы видели таких продюсеров? У них есть визажисты, имиджмейкеры, парикмахеры. Богатые, а тем более публичные люди - они халёные (Батурин не считается - он видимо решил что ему всё это незачем, ибо не поможет). А этот - неплохой костюм надели, а волосы сальные, стрижка дешевая, галстук не подходит... Но это так, то что просто раздражает. Вернёмся к самому фильму. Актёры все конечно молодцы, видимо играя вместе решили не халявить и показали на что они способны. Больше всех порадовал
Валентин Иосифович Гафт. И всё-таки действительно потрясающий актёр. Другое дело персонажи...
Фильм Михалков делал не драматический, а политический (тем более что с расчётом на кинофестивали). Так что каждый из двенадцати присяжных символизирует собой определённую прослойку населения. Из того, каким Михалков сделал персонажа, можно судить и об его отношении к данной прослойке. Как я понимаю, больше всего режиссёру несимпатичны демократические силы (персонаж всё-время кудахтает, но ничего сказать не может) и продюсеры (очень слабый и недалёкий, всё время меняет мнение). Самые положительные бузусловно военные (естественно сам Михалков, сильный и волевой, а также самый умный и самоотверженный).
Политизированность фильма заключается не только в этом. Все разговоры идут не об убийстве, а о Великих Русских Проблемах - ксенофобия, разруха, полное беззаконие и прочее. Причем в процессе этого присяжные меняют своё мнение! А это уже придирки к сюжету.
Вообще, данный фильм можно рассматривать как иллюстрация того, почему в России не нужен суд присяжных. Я тут немного поспойлерю:
Пять присяжных меняют свое мнение только после разговоров о любви-нелюбви к кавказцам, ещё до проведения "эксперементов"! Про главную улику они так ничего и не объяснили - ведь хотя такой нож и можно купить, но ведь на орудии убийства присутствовали инициалы, а значит он принадлежал мальчику! Понятно, что по сюжету он невиновен, но меня бы они так не убедили. Короче самих сажать надо, таких присяжных. Настолько всё за уши притягивать. Вот так вот и отпускают у нас Япончиков и Быковых.
Вердикт: 6 из 10 (за счёт актёров)