Фильм не так уж плох, как говорят о нем многие. Безусловно, есть много неоднозначных моментов. Но раз кино вызывает споры, значит, в нем что-то есть. В последнее время довольно много (в том числе и в нашем кинематографе) поделок куда слабее этого фильма, так что ставить самую низкую оценку, по крайней мере, не этично.
Картина представляет собой, как я понимаю, эпик о Великой Отечественной войне, включающий собрание различных эпизодов, новелл, и просто баек, объединенных основными сквозными персонажами – Котовым, его дочерью Надей, Арсентьевым и другими. И поделить фильм на части можно без проблем, что сам режиссер и сделал, правда, не предупредив об этом. Вообще, тенденция последнего времени - делать кино без окончания, напрягает. Но «нормальные» режиссеры хотя бы пишут номер части в названии («Параграф 78» или «Убить Билла»). Здесь же узнаешь это, когда фильм прерывается «в самом интересном месте», из надписи «Конец первой части», после чего, кстати, идет анонс второй части. И теперь придется ждать окончания до осени (в лучшем случае), чего я «терпеть ненавижу». Все это нормально бы смотрелось по телевизору, но сидеть в кинотеатре почти три часа утомительно, можно было легко разбить его на три части и сделать мини-сериал. Надеюсь, при показе на ТВ так и будет.
Зачем вообще нужно было неимоверно растягивать повествование за счет показа практически статического пейзажа или задержки на крупных планах. Я ничего не имею против длинных восточных фильмов, артхауса или картин великих режиссеров типа Куросавы, Феллини, Бертолуччи и т.п., но снимать в мейнстримном кино несколько секунд крупным планом яблоко или медленный проход камеры от штыка по винтовке и до лица солдата в течение чуть ли ни минуты – это уже перебор.
Режиссер, видимо, решил угодить всем, поэтому фильм неоднороден. Есть несколько очень сильных и запоминающихся моментов: эпизод с «бухгалтером» (А. Петренко), крещение в море (С. Гармаш), кремлевские курсанты под снегом. Имеются эпизоды, вызывающее, по крайней мере, недоумение: «парусные» танки, стреляющие из орудий по двум с виду мирным жителям; убийство стрелка «лаптежника» из ракетницы(!); таран капитана корабля этим же самолетом и многие другие. Финальный эпизод с голой Михалковой вообще ниже всякой критики – это идиотизм какой-то. Также есть и «чисто» приколы для молодежи, в духе Тарантино: Сталин в торте, немецкий летчик с голой задницей, свалившийся бюст Сталина.
Возникает много вопросов, например, почему Котову заменили политическую статью на уголовную, почему герой Меньшикова ищет героя Михалкова в 1943 году, когда Сталин приказал разобраться с этим вопросом еще в 1941-м и т.д. Может в третьей части на них найдутся ответы?
Из положительных сторон также то, что фильм под завязку набит известными артистами, как молодыми, так и маститыми. И лучшие моменты те, в которых играют актеры старой школы, но длятся они буквально считанные минуты, а то и секунды.
Компьютерные эффекты в фильме «на троечку», их искусственность видна даже не искушенному зрителю. С военной техникой тоже не все в порядке.
Вердикт: «Пациент скорее жив, чем мертв». Однако ни в какое сравнение, ни с первой частью, ни, тем более, с ранними работами Михалкова, эта картина не идет. И смотреть ее сейчас я бы не советовал, лучше дождаться осени и посмотреть две части сразу, а еще лучше по ТВ (думаю, в связи с провалом фильма в прокате, он там рано или поздно появится). Оценка
3/5.
Давайте будем держаться в рамках приличия, не надо постить сюда ссылки с пошловатым юмором, и переходить на личности, для этого есть раздел «Свободные темы». Все посты, не имеющие непосредственного отношения к фильму, будут удаляться.