Жизнь Пи И пяти лет не прошло после того, как «Миллионер из трущоб» Дэнни Бойла был номинирован на «Оскара» и получил целых 8 статуэток, включая за лучший фильм, как еще одна картина о нелегкой судьбе индийского мальчика, становится фавориткой церемонии. Лучшей в итоге она не стала, но зато смогла отхватить 4-х «Оскаров» в таких номинациях, как: режиссер, оператор, визуальные эффекты и саундтрек. И трудно поспорить с академики, ведь все отданные награды более чем заслужены. Начнем с режиссуры. В данном контексте следует отметить, как тонко Энг Ли, создатель такой наикрасивейшей ленты, как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», подходит к подаче данной истории, не превращая ее в томную сентиментальность, что нередко встречается в подобном кино, а напротив, даже в самые безысходные моменты, окрашивая все в яркие, подбадривающие тона. Да, сам по себе оригинальный роман со всеми своими любопытными штрихами не хило так ему в этом помогает, но любая история для удачного перехода на кинополотно всегда требует особого режиссерского видения. Будь то оригинальные или даже порой специфические концептуальные решения, где всегда есть риск перемудрить с тем или иным. Или визуальная подача, незатейливость которой может упростить действие, а чрезмерная смелость, напротив, привести к чему-то сумбурному и непонятному широкой публике. Ну и, наконец, немаловажна и работа с актерами, от игры которых иной раз зависит буквально все. Перед Ли стояла непростая задача показать главного героя так, чтобы он не только смог заполнить своей игрой не шибко богатый персонажами фильм, но так же и очаровать публику, — заставить ее сопереживать Пи и погрузиться в его злоключения.
И со всем этим Энг, на мой взгляд, справился. Да, можно сколько угодно упрекать режиссера в поверхностности относительно моментов связанных с религией. С поиском главного героя Бога, а так же с рассуждениями Пи относительно веры. Но стоит ли? Перед нами история не совсем обычного мальчика, который смотрит на жизнь через призму своего внутреннего мира. Да, специфического, но от этого не менее волшебного и притягательного. Кому то его отношения к жизни и Богу могут быть близки, а кому то, безусловно, нет, но суть от этого не меняется — все это имеет место быть, как имеет место быть и сам Пи, с его добрым и неравнодушным сердцем, а так же открытым, вечно тяготеющим к познаниям, разумом. Нам предстоит погрузиться в историю бесконечно любознательного индийского мальчугана, который однажды захотел постичь Бога, увлекшись изучением различных вероисповеданий. И эта по-настоящему тернистая дорога к божественному открылась для него, как это часто бывает, совсем внезапно. Корабль, на котором он со своей семьей эмигрировал в Канаду, потерпел крушение. Так получилось, что Пи оказался на спасательной шлюпке вместе с Тигром, зеброй, обезьяной и гиеной — животными отцовского зоопарка, коих они должны были перевезти через океан и продать в Северной Америке. И тут парень сталкивается с испытаниями поистине библейских масштабов. Сможет ли он пройти столь сложный путь, придя к тому, что так долго искал, при этом сохранив веру и разум?..
Визуальный ряд в картинах Энга Ли практически всегда отличается красотой. Но эта не та типичная красота, коей наделяются дорогие голливудские блокбастеры. Что в «Крадущемся тигре», что в «Горбатой горе» — выразительность форм таит в себе глубину и философию, а снятые горы, леса и океаны не являются нечто фоновым и декоративным, а живут своей жизнью, органично сплетаясь с жизнями героев. Вот и в данной ленте мы видим самовыражение автора посредством воссоздания, как наполненных суровым реализмом, сцен, так и эпизодов с поистине фантастическими идеями. Даже сам океан здесь примеряет на себя различные образы, то укачивая героев в беспощадных штормах, то медленно убивая при штиле, то под звездным ночным небом рассказывая удивительные сказки, при этом наделяя некими силами, помогающими бедолагам плыть дальше. И кажется, что этим приключениям нет конца, как нет конца океану, чьими заложниками стали мальчик и его непредсказуемый попутчик — тигр.
И вот тут, наконец, можно уже смело подойти к самому главному. К тому, что захватывало внимание почти на протяжении всего просмотра и не отпускало до самого конца. К взаимоотношениям Пи с полосатым хищником, а так же к вопросу о том, смог ли мальчик прийти к Богу. Впрочем, все это непременно связано друг с другом. Наблюдать за тем как развиваются отношения между человеческим детенышем (да, Пи чем-то напоминает киплинговского Маугли) и диким животным, было непросто любопытно, а, не побоюсь этого слова — необыкновенно! И хотя тигр на самом деле является плодом умелых и талантливых рук специалистов по визуальным эффектам, в его настоящесть невозможно не поверить. Перед нами нечто невозможно стержневое и характерное. Неукротимое существо, несущее смертельную опасность, которое будет до последнего сражаться за свою территорию, а если в чем-то и уступит, то исключительно под воздействием морской болезни. И замечательно, что хищника не стали очеловечивать, добиваясь сентиментальности с помощью слащавых диснеевских приемов, что вряд ли привело бы к надлежащему конфликту между ним и его двуногим попутчиком. А конфликт этот, между прочим, постоянно накалялся и смог эффектно продержаться до самого финала, оставляя некую недосказанность. Ну и немного о вере. Каждый сам выбирает, кому и чему ему верить: какой религии посвятить свою жизнь, продолжить ли верование предков, либо углубиться в науку, отрицая существование чего-то божественного. Нашел ли Бога наш герой? Я думаю, что это глубоко личный вопрос, который каждый зритель должен решить для себя сам.
P.S. Красивая и трогательная приключенческая драма о мальчике, который так искренне хотел найти в жизни Бога, что вопреки всем бедам и жестокостям, что были встречены им на пути, не сломался, достойно выдержав сложные испытания будучи прибывая в совершенно диких условиях. Энг Ли в очередной раз воплощает на экране нечто магическое, философское и глубоко душевное.
9 из 10