Долгая Помолвка Молоденький солдат Манек (Юллиель), испуганно прижимающий руки к груди, понимает, что оказался в самом центре беспощадной мясорубки, имя которой Первая мировая война. Даже прошедшие ужас Соммы и Ипра старые вояки, сознательно огрубляющие свое сердце, понимают – таким как Манек – не место на этой бойне. Такие как он, лучше чувствуют себя в тиши родных пенат, где в умиротворении можно предаваться расслабленной неге.
Дома у Манека осталась очаровательная молодая Матильда – хрупкая и беззащитная девушка, ожидающая своего молодого принца. Судьба решает по иному: обвиненный в предательстве юноша, предстает перед скорым трибуналом и должен понести суровое наказание: вместе с другими «дезертирами» он безоружным оказывается перед рассвирепевшими немцами. Шансов спастись практически нет – тем более, что вдали уже показался идущий на бреющем полете немецкий самолет.
Разлученная с любовью Матильда, однако, не верит в гибель жениха – счастье было так близко и возможно, что судьба просто не могла отнять у нее самое дорогое на свете. Начав собственное расследование, девушка по песчинкам раскручивает «маховик» истории, восстанавливая события в отчаянных поисках молодого человека. Поверить, в то, что его не стало, она не может; и главное препятствие, которое ждет ее на пути – это пустившее корни в ее сердце отчаянье…
«Амели» – самый известный французский фильм последних лет, явил миру Одри Тоту – прославившаяся в одночасье француженка стала новым символом романтической комедии, молодой девушкой «не от мира сего». Жан-Пьер Жене в свою очередь, стал известным как талантливый творец, создающий самобытные и сильные картины, наполненные удивительной атмосферой и необычными главными героями. Естественно, что от второй совместной работы режиссера и Одри Тоту ждали многого. Ожидания оправдались.
Безупречная с визуальной точки зрения, «Долгая помолвка» строит отдельный мир, в котором сосуществуют колоритнейшие персонажи, а сам режиссер великолепно выстраивает сложную интригу, постепенно повышая градус страстей. В то же время, Жене не уподобляется многим «визуалистам», у которых красивые кадры считаются самодостаточными, а сюжет рассыпается на отдельные «живые картины», отказывающиеся собираться воедино. Напротив, режиссер уверенно «держит» сюжет, рассматривая его со всех сторон, «выжидая совершения всех моментов явления». И пускай, постановщика можно обвинить в том, что сюжетная линия получилась несколько тяжеловесной и запутанной, а многие нюансы ускользают при первом просмотре; Жене создал удивительную ленту, наполненную талантом ее создателей. Не правы и те, кто поспешил назвать «Помолвку» эдакой «Амели 2» – нынешняя картина француза – детище самостоятельное и не нуждающееся ни в каких сравнениях и аналогиях.
Жене густо «наполняет» пространство ленты множеством нюансов, событий, героев, создавая специфическую, «сочную» атмосферу. Жуткие будни кровавой войны уместно контрастируют с тишиной мирных будней; импозантные герои появляются и исчезают, чтобы через какое-то время вновь одарить зрителей своим присутствием; Одри Тоту удивительно органична в роли нежной хромоножки, пытающейся обмануть злодейку-судьбу; а сюжетные повороты держат в напряжении до последних секунд. Именно такой филигранной и четкой работы постановщика и требовал «сложный» роман Себастьяна Жапризо – первоосновы «Долгой помолвки».
Жене увлеченно играет со зрителем, заставляя того испытать во время просмотра широчайшую гамму эмоций – здесь найдется место и радости, и унынию, и умилению, и ужасу, и отвращению, и безудержному веселью. Отдельного упоминания также стоит работа с цветом. «Темная» сторона фильма – сцены Первой мировой, наполнены темно-синими и зелеными довлеющими цветами, как бы подчеркивая весь ужас переживаний героев. Сцены мирной жизни, напротив, прописаны удивительно яркими красками, среди которых преобладает белый и желтый – символы светлого будущего и надежды. Многие отдельные эпизоды стократ достойны того, чтобы поместить их в рамку и выставить в «Лувре», «Прадо» или «Эрмитаже». Некоторые сцены как по композиции, так и по цветовому и операторскому решению составляют отдельные маленькие шедевры режиссерского ремесла, прямо указывая на потрясающий талант постановщика.
Второстепенный актерский ансамбль также достоин самых теплых слов. Здесь и любимец Жене Доминик Пинон в роле колоритного дядюшки Матильды, и многие другие актеры, знакомые нам по «Амели»; маленькая, но пронзительная роль Джоди Фостер также надолго останется в памяти; очень приятное впечатление оставляет и Чеки Карио, блеснувший здесь во всей своей красе. Ни одной показной или фальшивой ноты и эмоции, все актеры на местах и при деле – все они органично вплетены в повествование, являясь краеугольным камнем той исполинской «Французской стены», которую построил по своим лекалам великий Архитектор.
Одним словом, Жене удалось почти невозможное – он вновь создал ни на что не похожий и самобытный шедевр киноискусства, еще раз доказав свой недюжинный талант.
Удивительный и пронзительный фильм талантливого режиссера… Жану-Пьеру Жене удается второй шедевр подряд.
10 из 10