Третий пост о неприятии сего фильма. Сугубо личное мнение.
Не отступая от правды, Тарантино мог бы сказать, что реальное убийство было совершено сектантами, женщинами, наркоманами, поклонниками негритюда, битломанами, саентологами или сатанистами. В голове у Мэнсона много чего было намешано. Но Квентин останавливается на одном - на хиппи. Про них в фильме много и всегда в негативном ключе. Финальная расправа над хиппи - это парафраз такой же расправы из "Беспечного ездока". Чтоб никто не сомневался, Ди Каприо прямо называет Текса Дэннисом Хоппером. Без всякого видимого основания: Хоппер - байкер, а банда приехала на машине. Но если в Ездоке убийство хиппи - это плохо, то у Тарантино - очень даже хорошо.
На уровне фабулы Однажды напоминает БУ. Получается, что сюжетно режиссер уравнивает нацистов и хиппи. Это не моя выдумка. В фильме есть прямое указание на это - линия с огнеметом. Сначала Ди Каприо сжигает фашистов, а в финале - хиппи. Короче, нацисты и хиппи - одно и то же. Убивать тех и других -хорошо. Ты серьезно, Квентин?
Дальше еще интереснее. Кроме окружения Полянского и банды Мэнсона, в фильме всего три реальных персонажа. Про Маккуина и Брюса Ли уже было. А третий - режиссер Сэм Уонамейкер. Зачем он? Ну, во первых он единственный, кто симпатизирует хиппи. Предлагает Ди Каприо одеться для фильма, как хиппи, и т.д. Во-вторых, реальный Уонамейкер, второстепенный кинорежиссер, был первостепенным голливудским коммунистом, который покинул США в период маккартизма. Ну, здесь имеем расхожий штамп американской пропаганды тех времен: мы воюем с коммунистами во Вьетнаме, хиппи против войны, значит хиппи - это коммунисты. Ты серьезно, Квентин?
Квентин, на мой взгляд, вполне серьезен. Зря писали многие (не все), что Тарантино любит кино конца 60-х. Он его точно хорошо знает, но вот любит - это вряд ли. Тут много можно написать. Но ограничусь только двумя фильмами - Ребенком Розмари и Выпускником. С Ребенком все более или менее понятно, это фильм Полянского, имя Розмари звучит в первом же диалоге Однажды. А Выпускника Тарантино цитирует обильно. Две прилета в аэропорт - это цитаты из этого фильма. Заплывы Ди Каприо в бассейне - это заплывы Дастина Хоффмана. Плюс первая сцена, где появляется зло в лице хиппи, аранжирована невинной песенкой, специально написанной для Выпускника. Звучит "Миссис Робинсон" - появляется зло.
При всех отличиях, Выпускника и Ребенка Розмари объединяет одно - они сделаны во времена молодежной революции и четко проводят границу между миром молодых и миром взрослых. Мир молодых в них светел и невинен, мир взрослых - неказист и опасен. Тарантино полемизирует с этим. Для него опасен и грязен мир молодых, а вот старики - как раз то, что надо. Хотел того автор или нет, Ди Каприо и Питт первый раз в карьере выглядят стариками. Да и сам Тарантино вдруг внезапно постарел. И стал бабушкой у подъезда, которая обсуждает, кто как одет, причесан, кто с кем спит и прочее.
Короче, жила-была хорошая американская девочка, которая снималась в хороших американских фильмах, пока извращенец-эмигрант не совратил ее. Ее могли убить злобные хиппи, но правильные американские парни из хорошего американского кино всех этих то ли фашистов, то ли коммунистов убили и девочку спасли. И продолжили делать хорошие американские фильмы. Такие, как делали до конца 60-х годов. А всего этого Нового Голливуда не случилось.
Грубо говоря, для меня Однажды - это высказывание Тарантино против свободы, за правила, которые устанавливают бабушки у подъездов. Экранизация сплетен, которые эти бабушки передают друг другу. Квентин некрасиво постарел и вступил на путь Оливера Стоуна.
Правда, он когда-то пообещал, что его девятый фильм будет последним. Действительно, пора на покой. Но если решится продолжать, то есть хороший сюжет - спасти Джона Леннона, например. Вайнштейн точно даст денег. Ведь Леннон жил в доме, где ненавистный Полянский снимал Ребенка Розмари.