Не особо хочется влезать в этот спор, но мимо все-таки пройти тяжеловато.
В данный момент я пишу кандидатскую диссертацию по комиксам, и основной научный разбор у меня как раз идет по Бэтмену Бертона и Нолана. Так что тему я копнул и изучил довольно глубоко.
Во-первых,
DYV, в Бэтмене не может быть юмора по умолчанию. Если он одевает маску и плащ, это еще не значит, что он идет развлекать детишек на утренник. Как было прекрасно объяснено в Первом фильме Нолана, костюм создан для психологического воздействия на преступников. И кстати Бэтмен изначально был создан, как детектив для взрослых в стиле нуар. А в первых выпусках он даже УБИВАЛ злодеев.
Во-вторых, нельзя обвинять Нолана в бесталанности или же возводить его в ранг гениев, поскольку мы с вами обсуждаем продукт искусства. А искусство как известно не имеет четких критериев суждения, как экономика например. Да, и в актерстве, и в режиссуре существуют свои правила и жесткие законы, но они созданы только для того, чтобы зритель получил эстетическую эмоцию после просмотра. Если же оценивать фильмы объективно, например по учебнику режиссуры, то получится, что и Брет Ратнер снимает шедевральное кино, поскольку честно соблюдает все правила. Нолан же отличается от многих современных режиссеров тем, что прекрасно зная законы кино, он их расширяет. Нравится вам это или нет. Тут упоминалось, что Темный рыцарь не прошел проверку временем. Как оказалось прошел. Посмотрите на фильмы последних 4 лет. Все они хотят быть похожими на Темного рыцаря. Фильм оказал большое влияние на целую пятилетку кино! Кто-то скажет, например Алекс, что влияние оказалось тлетворным и все хотят повторить успех пустышки Нолана. И это утверждение тоже будет верным, поскольку на Алекса фильмы Нолана оказывают негативное влияние.
В-третьих, искусство ВСЕГДА было завязано на деньгах, собственно как и все в этом мире. Даже во времена древнегреческого театра постановки спонсировали "продюсеры" и ради получения средств актерам (режиссеров тогда еще не существовало) приходилось идти на уступки. В такую же ситуацию попал и Кристофер. После сверх-успешного Темного рыцаря он планировал завязать с Бэтменом, но законы рынка диктовали другое. Он в принципе мог бы отказаться от постановки, но тогда бы у него могли осложниться отношения со студией. А ведь приятнее, когда "зарплата приходит вовремя". И ставя этот фильм он работал на долговую перспективу. Теперь студия даст ему средства на постановку, которой бы он хотел заняться. Так что Кристофер возможно и сам был не очень доволен, что ему придется ставить этот фильм. Но из ситуации он вышел блестяще. Чтобы не повторить стилистику первого или второго фильма, он их просто соединил в один. Так что финал он отработал на отлично (это если оценивать по пресловутому учебнику по режиссуре). Так что Кристофера можно ругать сколько угодно, но нельзя отрицать того факта, что он всегда добросовестно подходит к работе и старается не повторяться. А пустышка он или гений, то это решать уже каждому зрителю отдельно, но утверждать, что твое мнение единственное правильное, это неверно.
И кстати общепризнанных шедевров в искусстве не существует. Даже например "Мона Лиза" да Винчи им не является, поскольку кому-то, в какой-то стране она не нравится и вызывает отвращение. А если шедевр вызывает неприязнь, то как он может носить это гордое звание? Так что и шедевр абсолютно субъективное понятие. Для кого-то "Темный рыцарь" шедевр, и это очень хорошо, поскольку большая группа создателей очень старалась доставить людям эстетическое удовольствие. "Темный рыцарь" не понравился? Не беда! Существуют множество картин, которые ЛИЧНО ВЫ назовете шедевром!