Интересный взгляд на проблему от газеты "Известия":
Америка "не верит" в борьбу с пиратством.
В США разворачивается очередная кампания против России. На этот раз она проводится под девизом борьбы с контрафактной продукцией. При этом представители международных общественных организаций драматизируют ситуацию и обвиняют российских чиновников в бездействии, мешая вступлению России в ВТО. Эксперты считают, что цель кампании - уверить мировую общественность в том, что Россия - "дикая" страна, а в конечном итоге - монополизировать отечественный рынок.
"В сфере интеллектуальной собственности Америка применяет к нам двойные стандарты", - заявил "Известиям" высокопоставленный представитель правительства России, комментируя последние высказывания американских сенаторов и представителей общественных организаций о том, что Россию рано принимать в ВТО из-за недостаточно активной борьбы с "пиратами". По его словам, американцы отказываются снижать цены на лицензионную продукцию. "Основной способ дальнейшей борьбы с пиратством - снижение цен, - говорит чиновник, - правообладателям надо бы умерить аппетиты и приблизить цены к реальности".
В прошлом году российские власти пошли на беспрецедентный шаг - разрешили проверки оборонных предприятий, которые подозревались в производстве контрафактной продукции. "В прошлом году проверено 35 тыс. объектов, 223 предприятия закрыты", - сообщил недавно глава МЭРТа Герман Греф. Но иностранные компании не хотят этого слышать. "У нас общее нежелание правоохранительных органов заниматься этой темой, в ряде случаев ангажированность и крышевание", - заявил в одном из интервью Игорь Пожитков, глава московского представительства Международной федерации звукозаписывающей промышленности (IFPI).
Российские производители констатируют, что продажи лицензионной продукции, цены на которую были снижены, растут. И это не устраивает иностранцев. "В отличие от Европы у нас доминирует отечественная музыка, которая занимает около 75% музыкального рынка", - посетовал в интервью Игорь Пожитков. Западные записывающие компании, чьи интересы в России представляет IFPI, не получают никаких дивидендов от продажи отечественной музыки. И это, по мнению экспертов, идет вразрез с политикой монополизации региональных рынков, проводимой иностранными компаниями. Их деньги идут в том числе и на то, чтобы "привить" российскому потребителю любовь к западной музыке, кино и попкорну на диване.
Быстрорастущий российский рынок - лакомый кусок для иностранных компаний. Захватить же рынок удобнее всего под предлогом борьбы с пиратством. Поэтому не случайно, что оценки ущерба от пиратства варьируются в разы, как и эмоциональность оценок американцев. Так, по оценкам IFPI, американские правообладатели ежегодно теряют около $1,7 млрд. А конгрессмены утверждают, что $4 млрд. Каким образом произведены подсчеты - сказать сложно. Методики не раскрываются. Не исключено, что помимо прямых потерь американцы включают в оценку и тот дисконт, который звукозаписывающие компании вынуждены делать, чтобы их диски покупали. При этом, на взгляд директора РНИИИС Владимира Лопатина, реальные потери правообладателей гораздо меньше заявленных, но ими прикрываются экономические и политические интересы. "В мире пока отсутствуют сколь-либо объективные методики подсчета уровня контрафакта, а без этого любая заявленная цифра субъективна", - утверждает ученый.
Еще несколько лет назад в магазинах сложно было найти лицензионные продукты. Покупатели отказывались платить 500-700 рублей за лицензионный диск, если можно купить за 100 пиратский. Именно поэтому те методы борьбы с контрафактом, которые применялись, раньше были малоэффективны, считает Григорий Баргамов из компании "Правительство звука". В итоге некоторые производители решили объявить российским пиратам ценовую войну и сейчас предлагают свою продукцию по ценам, сопоставимым с пиратской. Это уже привело к значительному сокращению доли контрафактной продукции, но иностранцы этого как будто не замечают. Более того, против России развязывается настоящая пропагандистская война, которую, по мнению экспертов, координирует в том числе и IFPI при помощи своего московского представительства.
"Утверждения западных экспертов о том, что рост рынка контрафактной продукции продолжается, по меньшей мере некорректно", - говорит Григорий Баргамов. В качестве примера он привел Ростов-на-Дону, который раньше был "рассадником" контрафактной продукции. "Теперь мы туда поставляем легальную продукцию по интересным для них ценам, - рассказывает Баргамов. - Правообладатели получают свою маржу, довольны и потребители, которые не переплачивают за диски". Согласен с ним и представитель Российской антипиратской организации (РАПО) по Северо-Западному федеральному округу Сергей Замятин. По его словам, постоянно "изымаются гигантские объемы контрафакта, без промедления возбуждаются дела в отношении производителей и продавцов подобной продукции. Впервые издан бюллетень о следственной практике, где есть глава о преступлениях, связанных с расследованием дел о защите авторских прав", отмечает эксперт.
Но американские компании и политики отказываются верить. Хотя еще совсем недавно казалось, что они вот-вот уступят и дадут согласие на вступление России в ВТО. И глава РСПП Александр Шохин, встретившись с первым замминистра торговли США Дэвидом Сэмпсоном, заявил даже, что подписание двустороннего протокола с американцами - вопрос ближайших недель. С тех пор прошел уже месяц, а воз и ныне там. Более того, американцы выдвигают России все новые претензии ("Известия" не раз об этом писали). Главной проблемой по-прежнему называют вопрос о защите в России прав интеллектуальной собственности. Получается, что проблема авторских прав на самом деле просто является инструментом в большой политической и экономической игре, направленной против вступления России в ВТО. Образ пиратской страны отвечает интересам наших конкурентов и старательно ими же и создается.