ORIGINAL: Главный редактор
Мне кажется, шедевр - понятие такое... шедевральное, а "общепризнанный шедевр" должно быть видно и в очень малой выборке.
Было бы интересно, если бы спорящие стороны сначала попытались формально определить понятие "шедевр" и "общепризнанный шедевр". Для себя я нахожу это довольно затруднительным, но я бы отнес понятие "шедевр" к сфере оценок исключительно профессионалов, а "общепризнанный шедевр" - к социальным явлениям.
Сдается мне, что если организовать аналогичный опрос про "Крестного отца", первого "Индиану Джонса" или пятый эпизод "Звездных войн", картина будет совсем другая.
В качестве примера предлагаю использовать "Мoну Лизу" Леонардо да Винчи.
Можно ли эту картину отнести к "общепризнанным шедеврам"? (полагаю, что да).
Вызывает ли её созерцание у большинства зрителей сильный эмоциональный отклик? (думаю, что нет).
Если ответ на второй вопрос отрицательный, то может ли в принципе рядовой зритель сформулировать какие особенности этой картины позволяют отнести её к категории шедевров?
Позволю себе большую цитату о восприятии Сергеем Ивановичем Щукиным картин Пикассо:
http://tphv-art.ru/books/moskovskie-kollektsyonery14.html Если Матисс регулярно выставлялся на салонах, то Пикассо - никогда, и увидеть его картины в то время можно было только в доме номер 27 по рю Флёрюс в Париже. Ну а чуть позже еще и в Знаменском переулке в Москве. Сергей Иванович вспоминал, что долго не решался вешать картину Пикассо. "Она враждовала со всеми и вносила резкий диссонанс во все собрание", - речь шла о жесткой, геометричной "Женщине с веером", называвшейся в щукинской галерее "После бала" и ныне хранящейся в Эрмитаже.
"Я понимал, что в моей галерее ее не с кем вешать рядом. Наконец я повесил ее недалеко от входной двери, в полутемном коридоре, в котором никаких картин более не было.
По этому темному коридору мне каждый день приходилось проходить в столовую к обеду. И вот, проходя мимо картины, я невольно бросал иногда на нее взгляд. Через некоторое время это стало входить в привычку, и я стал так же бессознательно, по ходу, смотреть на нее ежедневно. Прошел приблизительно месяц, и я стал сознавать, что, не взглянув на картину, чувствую себя за обедом не по себе, мне чего–то не хватало. Тогда я начал глядеть на нее дольше, у меня было такое ощущение, точно я набрал в рот куски битого стекла. И вместе с тем я стал смотреть на нее не только при обеде, но и в другое время...
И вот в один день я ужаснулся. Я почувствовал в картине, несмотря на то что она была бессюжетная, железный стержень, твердость, силу... Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи вдруг стали мне казаться без стержня, точно сделанными из воды, и, что самое страшное, мне не хотелось больше видеть их, они стали для меня неинтересны и бессмысленны. Мне стало с ними скучно.
Я купил вторую картину. Я уже чувствовал, что не могу жить без него [Пикассо]. Я купил еще... Он овладел мною окончательно, и я стал покупать картину за картиной..."
Т.е. даже для профессионала требуется серьезная внутренняя работа, чтобы оценить что-то как шедевр и при этом он сам меняется и то, что ранее он раньше считал шедевром может перестать ему таковым казаться.
Отличие любителей в основном в том, что у них эта внутренняя работа происходит в существенно меньших объемах и они более восприимчивы к мнению, которое в силу каких-то причин навязывает им общество.