Двоякие впечатления от фильма. С одной стороны, такой картинки, яркой и сказочной, но одновременно очень реальной, я не видел. Практически каждый кадр выверен, что в принципе, черта Кэмерона. Один из лучших фильмов года - однозначно. Но очень много всяких "но". Во-первых, это всё же Кэмерон, человек, который сам себе установил такую планку, что и оценивать его картину, как обычное кино, нельзя. Тут уж он заложник своей репутации. Заложник ожиданий, которые он сам вложил в сознание каждому зрителю. Заложник той долгой творческой паузы, которую взял, того длительного периода работы над фильмом. Во-вторых, фильм претендует на нечто большее, чем просто блокбастер в духе, прости Господи, Бэя. А, соответственно, и оценка строже.
В результате, Кэмерон, скажем так, уступил самому себе. Не справился со сверхзадачей. Недостатков несколько: "деревянноватый" сюжет, слабоваты и временами надуманны сцены. Много мест, где хочется сказать: "Не верю!" (с) И не из-за спецэффектов - они отличные. Но, на мой взгляд, они перетянули на себя одеяло. Кэмерону не удалось подчинить их истории, которую он рассказывает. Воображение зрителя поражает, прежде всего, картинка, а не сама история. Чего не было в предыдущих "звездных" фильмах Кэмерона, где была какая-то гармония, что ли. Пафосные, даже пошлые, (с точки зрения их штампованности) моменты в предыдущих фильмах Кэмерона не казались таковыми, потому что были вставлены там, где нужно и как нужно. Они были органичны, в них верилось. А здесь, хоть ты тресни, если забыть об ажиотаже вокруг фильма и Кэмерона и о его визуальной красоте, понимаешь, что сюжет фильма очень неровный, с провесами и перегибами. Там, где Кэмерону удавалось вышибить из зрителя слезу раньше (Какой к черту из Шварценеггера актер? Но вспомните финальную сцену из Т2. Или из "Титаника"), сейчас таких эмоций не возникает. Ты понимаешь, какие чувства хочет вызвать режиссер этой сценой, но их не возникает.
Это совсем не значит, что фильм плох. Он очень хорош. Но, как верно подметил
eugeneman, "не идеален". Для Бэя, или того же Эммериха, он стал бы прорывом. А для Кэмерона, спустя столько лет после его последнего фильма, это не шаг вперед. В лучшем случае, топтание на месте, если не шаг назад. "Аватар", с поправкой на время выхода, уступает любому из лучших фильмов Кэмерона.
И нет, это не лучший фильм года. Безоговорочно, самый красивый, но не самый лучший. В кино есть вещи поважнее картинки, и сам Кэмерон это не раз доказывал. Поэтому только 8/10.