Увидел красочный стенд в кинотеатре, прошел мимо с мыслью об очередных "Хрониках Нарнии"... как же здорово ошибаться в лучшую сторону!
Талантливый мальчик по имени Коннор (Льюис МакДугалл) переживает тяжелейшие жизненные испытания. Его мама (Фелисити "Джин Эрсо" Джонс, совершенно великолепная в роли) больна тяжелой формой рака. Его бабушка (Сигурни Уивер) даже не пытается скрыть своего разочарования перспективой воспитывать Коннора в одиночку. Его отец (Тоби Кеббелл), давно бросивший семью, уехал в другую страну потому что не способен заботится о ком-то кроме себя. Его одноклассники в попытке самоутвердиться друг перед другом соревнуются в том, кто причинит Коннору больше боли, как физической, так и моральной... в этих условиях, ребенку даже не с кем поговорить о своих переживаниях. Но одной ветренной ночью под окном у Коннора оживает старое тисовое дерево (Лиам Нисон) и начинает говорить... "Голос монстра" -
проникновенное кино о горе, терзаниях души и переживаниях запредельной духовной боли, которую не всегда способен проговорить даже взрослый человек, что уж о детях. Это впечатляющая драма, рассказанная в аллегорическом ключе с использованием роскошной (именно роскошной!) визуальной составляющей. Истории, которые рассказывает тисовое дерево, исполнены в анимационном формате. Очень изысканном и красивом:
Каждая история написана в своей цветовой палитре, но в целом они сохраняют стиль двухмерной акварельной графики. Если вы помните, как эффект производила сказка о трех братьях в Гарри Поттер 7.1, то вот здесь точно также получилось, только графика выглядит на порядок теплее и душевнее! Особенно хочу отметить каст фильма. Он настолько хорошо попадает в цель, что диву даешься. Льюс МакДугалл со своей страдальческой субтильной внешностью на роль всеми забитого ребенка подходит как влитой, но вместе с тем в его глазах присутствует тот неукротимый огонь по-настоящему сильной личности, которую в будущем будет видно всегда и везде. Таких людей исключительно мало, и это кино именно о них! В то время, как сверстники Коннора практикуются в пинках и толчках, он осваивает готовку, стирку, уборку, ремонт одежды и прочие жизненные задачи, которые ему придется решать в одиночку. Тяжелая болезнь единственного родного ему человека протягивает сквозь фильм щемящее чувство печали, невысказанное напрямую, но такое горькое... Фелисити Джонс (которая без преувеличений блистала в "Изгое-один"!) очень тонко показала угасающего от смертельной болезни человека, периодически испытывающего яркие "приступы" счастья от возможности просто жить и дышать... Сигурни Уивер не менее уверенно смотрится в роли дисциплинированного, "бронированного" человека, не способного справиться с нахлынувшим горем и от этого утратившего способность устанавливать контакт даже с близкими. Тоби Кеббелл органично смотрится в роли горе-папашки, личность которого УЖЕ перерос Коннор, благодаря испытаниям, выпавшим на его долю. В финале их встречи, после всех отговорок и объяснений, маленький сын выходит из машины отца, "бросает" на прощание такое взрослое:
"Зря приехал..." - наверно одна из самых сильных сцен фильма!
А теперь о главном! Собственно Тис :)
Прекрасные визуальные эффекты! Никаких претензий по CGI и многочисленным разрушением с их помощью (тисовое дерево весьма несдержанно при общении). Если по началу вы будете видеть в этом существе "Я есть Грут", то после на экране появится ПОЛНОЦЕННЫЙ ГЕРОЙ ФИЛЬМА. Т.е. это не просто выражение страхов Коннора или способ справиться с психологической травмой. Это действительно самостоятельный персонаж. Он мыслит, его действия играют роль для сюжета. А главное - диалоги с деревом наполнены не розовыми соплями или магической ерундой, как мне показалось при беглом взгляде на постер, а РЕАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМНЫМИ ВОПРОСАМИ. Например, диалог после первой истории, где Тис говорит, что в жизни никогда нет плохих и хороших людей. Все люди совершают зло, и все творят добро, судить кого-то по одному поступку нельзя и т.д. На самом деле слушать такие диалоги в картине с годными спец.эффектами и достаточно звездным кастом - уже праздник :) Будь моя воля, то Оскар целиком состоял только из подобных лент, говорящих со зрителем на серьезные темы, но использующих нейтральные способы выражения мыслей (анимацию, аллегорию). Одним словом, фильм мне очень понравился и останется в моем личном ТОПе за 2017 год. Обязательно в коллекцию и на пересмотр! Рекомендую ценителям подлинных драм и необычных историй: только представьте микс из Списка Шиндлера и Властелина Колец с легкими нотками Бертоновского безумия и Финчеровского реализма...
Категория "Это шедевр"!Лучшее из увиденного в 2017 году (пока
)
P.S. Фильм еще можно застать в кино, это стоит того, друзья!
А еще есть исходная книга за авторством Патрика Несса...
"Ответ прост: не имеет значения, что ты думаешь, - продолжало чудовище. - В мыслях ты противоречишь себе сотни раз за день. С одной стороны, ты хотел дать ей уйти, а с другой, ты в отчаянии призвал меня её спасти. Ты верил успокоительной лжи, зная болезненную правду, которая делала эту ложь необходимой. И ты сам наказал себя за веру и в то, и в другое." (С) Патрик Несс "Голос монстра"