С перемещением места действия в наши дни во второй части "Первого мстителя" временами прорезается интонация нолановского "Темного рыцаря", что слегка непривычно в стандартном марвеловском кинокомиксе. Впервые старомодный патриотизм Капитана Америки сталкивается с последствиями трагедии 11 сентября, вылившихся в ужесточение внутренней и внешней политики, проводимой Соединенными Штатами. В недрах сверхсекретной организации Щ.И.Т. близится к завершающей стадии проект "Озарение", представленный тремя тяжеловооруженными авианосцами, которые способны нейтрализовать угрозы еще до того, как они возникнут. Если кому-то это показалось хорошей идеей - наказание до преступления - значит, пришло время пересмотреть "Особое мнение" Стивена Спилберга. К счастью, Кэп категорически против установления тотального контроля за гражданами, чего нельзя сказать об одном из влиятельных руководителей Щ.И.Т.а в исполнении Роберта Редфорда, являющимся горячим сторонником проекта "Озарение". Появление Редфорда в многомиллионном комиксоидном блокбастере удивительно по двум причинам. Во-первых, оно как-то слабо вяжется с идеологией "Сандэнса", этаких именин независимого кино, чьим главным организатором является именно Редфорд. Во-вторых, те идеи, за которые его персонаж ратует сегодня, он же активно осуждал в молодости - к примеру, в "Трех днях Кондора" Сидни Поллака. Однако несмотря на спорадически серьезный тон и попадание в саундтрек композиции "Trouble Man" Марвина Гэя, сиквел "Первого мстителя" все равно остается поверхностным марвеловским аттракционом с колкими шуточками, пиротехническими взрывами и таинственным злодеем, которого тут именуют Зимним Солдатом. Благотворное влияние на постановку братьев Руссо в первую очередь оказали "Мстители" - судя по всему, оттуда перекочевал грамотно выдержанный баланс между разговорными и экшен-сценами. Во вторую очередь, причем неожиданно, фильмы о боевых искусствах: дерется Капитан Америка так, будто снимается в индонезийском "Рейде". Жаль, что манера съемки осталась типично голливудской - с рваным монтажом и хаотическими ракурсами. Из обязательной программы выпала только романтическая линия. Героиня Скарлетт Йоханссон в течение фильма неоднократно предлагает Кэпу встретиться то с одной, то с другой знакомой девушкой, но все как-то нет времени - ни у Кэпа, ни у девушек. Может быть, в следующей части?
7/10