Манга / Manga (2005)
Нашествие японской культуры на российскую землю поистине радует Кабана. Весьма забавно наблюдать, как многие соотечественники обучаются еде палочками, порой все-таки переходя на более привычные вилки, запасливо припасенные добрыми японцами. Другие истово начинают любить аниме, порой превознося его выше всего остального кинематографа, постоянно твердя – вот оно, истинное высокое искусство. В общем, все идет как обычно в России, т.е. из огня да в полымя, из одной крайности в другую.<BR>Отечественные кинематографисты решили воспользоваться столь безрассудной любовью отечественного потребителя ко всему, что хоть как-то связано с далекой родиной Харуки Мураками, Хирохито и Такеши Китано. Интересно, руководствовался ли чем-то еще кроме коммерческого интереса, режиссер Петр Хазизов, называя свою картину столь красивым японским словом «Манга». Конечно, картинки (это перевод части слова «манга») в фильме присутствуют, причем порой великолепные в своей статичности и фантасмагоричные по цветовой палитре. Однако казус заключается в том, что связь фильма и названия уловить невозможно. Конечно, связь можно придумать всегда, а опытный риторик сможет связать воедино даже лужу на асфальте с принятием очередного закона в Государственной думе. Но вот нужна ли такая связь, и не является ли она лишь плодом чьего-то пытливого разума? Впрочем, что-что, а зрительский разум картина старается испытать как раз по полной. Неподготовленному зрителю, не прошедшему подготовку европейским арт-хаусом, высидеть короткий 70-минутный фильм будет непросто. Тут тебе и застывшие словно скриншоты кадры кинопленки, и длинные вычурные операторские пассажи, и цветовая гамма, заставляющая зрителя не просто наблюдать игру цветов, но искать в кадре подлинный смысл, и классическая «расфокусировка» кадра, и многое многое другое.<BR>Некоторые, оценивая картину, проводит аналогии с «Чункингским экспресоом». Мол, это наш ответ Кар Ваю. У Кабана при этом возникает вопрос – а нужен ли нам или тем более ему подобный ответ. Если в случае с «Экспрессом» перед нашими глазами проходит глубокая, стройная и при этом цельная история о жизни людей в современном обществе, их одиночестве среди толпы, то в «Манге» не проходит ничего. Точнее, зрителю предлагается весьма много ракурсов: тут тебе и обнаженная грудь Василисы Петиной, и поиски музы путем катания на роликах по собственной квартире, и исчезающий недоросль с фруктовыми именем Киви. Однако фрукт оказывается с гнильцой. Проблема фильма заключается в том, что все эти повествования разрознены, подчинены совершенно разному смыслу, если таковой кто-то сможет найти. Создатели картины глубоко погрязли в созерцании формы, любовании цветом, некой колоратурной рефлексии, забывая при этом, что кино, и арт-хаус здесь не исключение, – это не только оболочка, но и некое внутренне содержание и наполненность. А этого, к сожалению, в фильме нет. Нет как на первом плане, так и за перипетиями незамысловатого сюжета, который и сюжетом-то назвать сложно. События картины скорее можно описать фразами «мысли о…» или «к вопросу о … ». Все, чем по-настоящему радует работа Хазизова – это цвет и форма. И интерьеры пары дорогих московских картин и ресторанов. Последнее – на любителя. Впрочем, как и вся картина целиком.<BR>Итог: рожденная отечественным кинематографом радость созерцателя, вполне способная стать ступенькой на пути понимания и влюбленности в творчество Сальвадора Дали или русского кубизма начала 20 века. Выбирайте сами, что Вам ближе. 6 пятачков из 10. <BR>
post edited by Блинк - 2007/03/08 16:39:56