Гарри Поттер и Кубок Огня.
Пресс-релиз
Впереди - тяжелые времена для Гарри Поттера.
Мучаемый кошмарами, от которых его шрам болит сильнее обычного, Гарри (Дэниел Редклифф) только рад отвлечься от своих тревожных снов и оказаться на Чемпионате мира по квиддичу со своими друзьями Роном (Руперт Гринт) и Гермионой (Эмма Уотсон).
Но и здесь не обходится без происшествий: ночью в небе над палаточным лагерем вспыхивает зловещая Черная Метка, знак лорда Волан-де-Морта. Метку вызвали его приспешники, Пожиратели Смерти, которые не отваживались появляться на людях с тех пор, как все последний раз видели Волан-де-Морта (Ральф Файнс). А было это тринадцать лет назад, в ночь убийства родителей Гарри Поттера.
Гарри не терпится вернуться в надежные стены родного Хогвартса, где профессор Дамблдор (Майкл Гамбон) сможет его защитить. Только в этом году все будет иначе.
Дамблдор объявляет, что в Хогвартсе состоится легендарный Турнир Трех Волшебников, один из самых захватывающих и опасных состязаний в мире магов. Для этого от каждой из трех самых крупных и престижных школ волшебства выбирают по лучшему студенту, который должен пройти серию смертельно опасных испытаний, чтобы завоевать вожделенный кубок Турнира.
Студенты Хогвартса с трепетом наблюдают за тем, как в Большом зале появляются элегантные девушки из школы Шармбатон и мрачные задумчивые юноши из школы Дурмстранг, каждый из которых, затаив дыхание, ждет выбора своего чемпиона.
Министр магии Барти Крауч (Роджер Ллойд Пэк) и профессор Дамблдор председательствуют на торжественной церемонии, пристально наблюдая за тем, как волшебный Кубок огня выбирает для соревнования по одному студенту от каждой школы. Посреди искр и пламени Кубок называет имя суперзвезды Дурмстранга по квиддичу Виктора Крама (Станислав Яневски), затем имя элегантной студентки Шармбатона Флёр Делакур (Клеманс Поэзи) и, наконец, имя популярного в Хогвартсе Седрика Диггори (Роберт Паттинсон). И вдруг совершенно неожиданно Кубок выдает последнее имя - Гарри Поттер.
Для участия в таком сложном соревновании Гарри не хватает еще трех лет, в свои 14 он слишком молод. Он настаивает на том, что ни коим образом не влиял на выбор Кубка, и что участвовать в соревновании у него нет никакого желания. Только решение Кубка - закон и обжалованию не подлежит.
Подозрение и зависть начинают окружать Гарри по мере того, как падкая до сенсаций журналистка Рита Скитер (Миранда Ричардсон) вовсю обсуждает в своей колонке светской хроники реакцию юноши на выбор Кубка. Даже Рон склоняется к тому, что его «ищущий славы» друг каким-то образом повлиял на решение Кубка.
Подозревая, что враги Гарри специально организовали эту историю с Турниром, чтобы тот оказался в смертельной опасности, Дамблдор просит Грюма по прозвищу Грозный Глаз (Брендан Глисон), нового эксцентричного профессора защиты от Темных Искусств, чтобы тот не сводил с юного волшебника своего всевидящего ока.
Итак, Гарри начинает готовиться к сложнейшим заданиям Турнира Трех Волшебников: ему предстоит ускользнуть от огнедышащего дракона, нырнуть в глубины огромного озера и выбраться из лабиринта. Но ничто не внушает Гарри такого ужаса, как перспектива искать себе пару на предстоящий Святочный Бал.
Для Гарри общение с драконами, русалками и гриндилоу (маленькими рогатыми водными чудовищами с острыми клыками) - это детский лепет по сравнению с приглашением на Святочный Бал красавицы Чжоу Чанг (Кэти Леунг). И если бы Рон не был таким рассеянным, то наверняка заметил бы, что его чувства к Гермионе несколько изменились.
Когда же на территории Хогвартса происходит ещё и убийство, события явно начинают приобретать зловещий характер. Напуганный и по-прежнему мучаемый кошмарными снами о Волан-де-Морте, Гарри обращается за помощью к Дамблдору. Но даже почтенный директор вынужден признать, что время легких ответов прошло.
Пока Гарри и остальные чемпионы блуждают по жуткому лабиринту, пытаясь справиться с последним конкурсом, кто-то или что-то пристально за ними следит. Победа уже маячит на горизонте, но по мере того, как они продвигаются к завоеванию Кубка Турнира, все оказывается гораздо сложнее.
На этот раз Гарри Поттеру не избежать роковой встречи с воплощением истинного зла:
Подводные камни четвертого года обучения
Этот год окажется самым сложным и насыщенным для Гарри Поттера. Ему предстоит не только принять участие в опасном международном соревновании, но и сразиться со своим главным врагом Волан-де-Мортом, вознамерившимся вернуть себе силу и навсегда разделаться с Гарри Потером. Но эти жуткие перспективы - ничто по сравнению с неподдельным волнением Гарри, которое вызывает у него необходимость искать себе пару на Святочный Бал.
Новый школьный год также принесет значительные изменения в отношения лучших друзей Гарри - Рона и Гермионы, которые, возможно, наконец признают, что между ними есть нечто большее, чем дружба. Однако пока юные студенты переживают первую любовь, взрослые тоже не теряют времени даром: между верным наставником Гарри Хагридом и величественной директрисой школы Шармбатон мадам Максим вспыхивает искра.
«Это один из самых сложных фильмов этой серии, - отмечает Дейвид Хейман, продюсер всех проектов о Гарри Поттере. - Нам нужен был кто-то, кто смог бы поставить не просто мрачный саспенс-триллер с головокружительными экшн-эпизодами, но и показать комичные ситуации, сопровождающие сложный подростковый период. Вам стоит посмотреть такие фильмы, как «Танец с незнакомцем», «Донни Браско» и «Четыре свадьбы и одни похороны», чтобы понять, что очень немногие режиссеры могут похвастаться такой разносторонностью талантов и умений, как Майк Ньювэлл».
«Лично я делал ставку на триллер, - говорит Ньювэлл. - Да, в фильме есть чудесные моменты, будь то всеобщее волнение по поводу предстоящего Турнира Трех Волшебников или забавные эпизоды на Святочном Балу, но движущей силой проекта все равно остается триллер и то зло, что пытается уничтожить Гарри. И никто, кроме него самого, не может с этим справиться».
Уже первые кадры фильма предвещают опасность: Гарри посещает странный ночной кошмар, от которого его знаменитый шрам начинает гореть от боли. И это только начало. На Чемпионате мира по квиддичу Пожиратели Смерти, приспешники Волан-де-Морта, сеют панику и ужас, освещая ночное небо зловещей меткой своего господина, исчезнувшего тринадцать лет назад.
Даже Дамблдор, почтенный директор Хогвартса, не знает, как расшифровывать эти загадочные происшествия. Пытаясь наладить дружеские отношения с двумя другими крупнейшими европейскими школами волшебства, Дамблдор объявляет о том, что в Хогвартсе состоится легендарный Турнир Трех Волшебников, сложнейшее соревнование, ради которого на весь учебный год в Хогвартс приглашаются студенты и преподаватели Шармбатона и Дурмстранга.
«Дамблдор пытается как-то подготовить мир магов к грядущим тяжелым временам, - поясняет продюсер Дейвид Хейман. - Этот его жест также акцентирует одну из тем фильма, а именно умение находить общий язык с людьми, отличными от нас. Если это хорошие люди, то неважно, откуда они родом».
Ввиду того, что все конкурсы Турнира смертельно опасны, Барти Крауч, глава Департамента международного магического сотрудничества, постановляет, что к ним не допускаются студенты моложе 17 лет, устраняя, таким образом, от участия в Турнире Гарри и его друзей. Но когда Кубок огня начинает по очереди называть имена чемпионов, которые будут представлять свои школы в Турнире, он буквально сражает всех наповал, называя имя четвертого участника - Гарри Поттера.
«Что мне нравится в Гарри, так это то, что он не является классическим героем, этаким бесстрашным Суперменом, - комментирует Дэниел Редклифф, который по совету режиссера, готовясь к съемкам, посмотрел триллер «К северу через северо-запад». - Гарри уязвим. Он напуган. Да, он помог многим людям, но несмотря на это, я думаю, он всегда хотел забыть о своем прошлом и порвать со всем этим геройством. Когда же Кубок произносит его имя, он снова оказывается в центре всеобщего внимания. На Гарри обрушивается шквал критических замечаний, а ведь он знает, что не влиял на решение Кубка огня. А если не он, то кто тогда?»
Обратившись за советом и помощью к Дамблдору, Гарри с удивлением понимает, что даже Дамблдор бессилен ему что-либо объяснить. «Мир Гарри рушится, - говорит Редклифф. - Впервые в жизни Гарри видит в Дамблдоре старого человека, у которого тоже есть свои слабости. Все это очень тревожно. Что-то или кто-то вторгся в Хогвартс и охотится на Гарри. А Дамблдор не знает ни что это за сила, ни откуда она появилась, ни как ее можно остановить».
«Дамблдор более не контролирует ситуацию, он сам порядком напуган, - рассказывает Майкл Гамбон, который во второй раз исполнил роль уважаемого директора. - На его плечах тяжелый груз ответственности за безопасность и благополучие своих воспитанников. Когда же в Хогвартс проникает зло, он просто не знает, что с этим делать».
Подозревая, что недоброжелатель, который подставил Гарри с этим Турниром, вовсе не желает ему победы, Дамблдор просит Грюма по прозвищу Грозный Глаз - нового эксцентричного профессора защиты от Темных Искусств - не сводить своего магического ока с юного волшебника до тех пор, пока они не разгадают истинный смысл происходящих событий.
«Грюм - это воин с волшебной палочкой вместо ружья, - говорит Брендан Глисон, один из талантливейших актеров современности, подтверждение чему такие киноленты с его участием, как «Храброе сердце», «Холодная гора», «Троя» и «Банды Нью-Йорка». - Сражение со всеми этими демонами не могло не наложить на него отпечаток. Мы с Майком Ньювэллом решили, что, в первую очередь, это должно было отразиться на его физическом облике. Вообще, мне было очень интересно играть такого персонажа. Он появляется, когда в Хогвартсе поселяется зло, и для него завоевывать доверие детей - это что-то новое».
Над созданием пронизывающего взгляда Грюма, исходящего из его голубого механического глаза, работал супервайзер по гриму Ник Дадман и супервайзер по визуальным эффектам Джимми Митчелл. «В какой-то момент этот глаз стал для нас отдельным персонажем, - смеется режиссер. - Но мы не собираемся вдаваться в технические подробности того, как мы его делали. Не хочется портить эффект».
Художника по костюмам Джени Тимайм на создание легендарного кожаного черного плаща Грюма вдохновили вестерны итальянских режиссеров. «Грюм - воин, человек, у которого нет дома; он буквально живет в своем плаще, - поясняет Тимайм. - На протяжении недели целая команда художников занималась тем, что старила этот плащ, пытаясь придать ему вид вещи, которую носили, не снимая, всю жизнь. Этот плащ хорошо отражает чувство некоей вселенской усталости, которое живет в Грюме».
Пока Грюм старается защитить Гарри от таинственных сил, угрожающих его жизни, сам Гарри вынужден противостоять силе другого порядка: жадной до всякого рода сенсаций журналистке Рите Скитер. Напористая и беспринципная, Скитер готова пойти на все, чтобы заполучить информацию для своих скандально известных колонок светской хроники.
«Рита пишет то, что на ее взгляд хотят прочитать люди, ну или то, что она считает может привлечь внимание читательской аудитории, - говорит актриса с мировым именем Миранда Ричардсон, в послужной список которой вошли такие проекты, как «Часы», «Сонная лощина», «Колдовской апрель» и знаменитый триллер Майка Ньювэлла «Танец с незнакомцем» (1985 г.). - Она ни перед чем не остановится, лишь бы подтасовать факты, которые подтвердят уже созданный ею самой сюжет. Любая опасность заводит ее еще сильнее. А идея чьей-то неминуемой гибели или катастрофы делает материал еще более горячим и подходящим для первой полосы. Собственно, именно на это Рита и делает ставку».
Гарри изо всех сил старается не отвлекаться на странные манеры Грюма и коварные сплетни Риты Скитер, чувствуя, что встреча с Волан-де-Мортом неминуема. Сам-Знаешь-Кто, как его с дрожью в голосе называют обитатели этого волшебного мира, отличается дьявольской жестокостью и отсутствием раскаяния. Гарри - единственный человек, которому удалось выжить после смертельного проклятия Волан-де-Морта, что есть невероятный подвиг, тем не менее, оставивший в его душе рану намного серьезней, чем болезненный шрам на лбу.
«Достаточно сложно играть кого-то, кто воплощает собой истинное зло, - размышляет Ральф Файнс, за свою карьеру сыгравший и героев, и романтиков, и злодеев («Преданный садовник», «Красный дракон», «Госпожа горничная», «Английский пациент», «Список Шиндлера», за который он получил номинацию на «Оскар»). - Обсуждая с Майком мой персонаж, мы решили придать Волан-де-Морту человеческие качества, потому что играть просто зло невозможно. Представитель зла зачастую скрежещет зубами и брызгает слюной. Я же хотел, чтобы мой Волан-де-Морт воплощал собой более глубокое зло. А оно, как известно, проистекает из страха, отчаяния и печали. Волан-де-Морт был нежелательным ребенком, у него было очень несчастное детство, которое и стало причиной концентрации в мальчике злости, ревности и ненависти».
«Волан-де-Морту незнакома любовь, - отмечает Хейман. - Он рассматривает любовь, как большой недостаток. Он сам - воплощение истинного зла. Он могущественен и привлекателен. Ральфу великолепно удалось изобразить всю сложность харизмы Волан-де-Морта, мрачность этого персонажа».
Взбешенный, что легенда Гарри Поттера - мальчика-который-выжил - затмила его собственную, последние тринадцать лет Волан-де-Морт занимался тем, что восстанавливал силу, потерянную им в роковую ночь убийства родителей Гарри. Не без помощи своего хныкающего слуги Хвоста темный лорд с триумфом снова принимает человеческий облик, чтобы на этот раз разделаться с Гарри уже раз и навсегда.
«В роли Волан-де-Морта Ральф действительно пугает, - утверждает Ньювэлл. - В его глазах - бездна, это настоящий безумец. Когда я увидел этот персонаж на экране, у меня по телу пошла дрожь».
«Да уж, Дэниелу пришлось от меня натерпеться, - шутит Файнс. - Представьте себе мальчика и взрослого мужчину, который над ним издевается, тыча пальцем в шрам на голове, при этом ухмыляясь и наслаждаясь доставляемой болью. Дэниелу пришлось изображать настоящую агонию и ужас, оставаясь при этом немногословным. Я был им восхищен!»
Вышеупомянутый супервайзер Ник Дадман и его команда разработали ключевые нюансы грима Волан-де-Морта. Стоит сказать, что для достижения эффекта полупрозрачной бледности кожи Файнса и клубка вен, опоясывающих его череп и руки, художники по спецэффектам свели использование муляжа к минимуму.
«Сила грима в его простоте, - отмечает Ральф Файнс, которому в процессе съемок пришлось наголо обрить голову, а также выбрить руки и грудь. - Я хотел, чтобы у меня было как можно меньше грима, чтобы он не сковывал движения. Необходимо было как можно более достоверно показать новое рождение Волан-де-Морта, эту его новую кожу и тело, в которое он с удовольствием вживается».
Для создания темной струящейся пелены на спине Волан-де-Морта, придающей ему вид «скользящей рептилии», использовали легкую шелковую ткань. «Когда вы видите Волан-де-Морта в полный рост, то создается впечатление, что он одет в темную струящуюся кожу, - добавляет актер. - Да, и, конечно же, он босиком. Если бы на Волан-де-Морте была обувь, это было бы неестественно. В конце концов, он только что вылез из котла».
Во время монтажно-тонировочного периода специалисты по визуальным эффектам оцифровали нос Файнса, изменив его форму: расплющив и добавив светящиеся прорези, что должно было придать Волан-де-Морту сходство со змеей, подчеркивая, тем самым, его принадлежность к факультету Слизерин. «Жуткое перевоплощение - говорит Хейман о новом облике Файнса. - Но эффект потрясающий: чувство страха и тревоги при виде такого Волан-де-Морта будто бы проникает вам под кожу».
Постановка Турнира Трех Волшебников
Съемки фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» начались поздней весной 2004 г. на студии «Ливсден» в Херфордшире, Англия. Натурные съемки прошли в Оксфордском университете и в Шотландии, завершившись в марте 2005 года.
Пожалуй, самой непростой задачей оказалось воплощение в жизнь сложнейших и опаснейших конкурсов Турнира Трех Волшебников. Во время первого состязания чемпионы должны были вытащить золотое яйцо из гнезда гигантского дракона, охраняющего своих будущих детенышей. Волею судеб Гарри достается самый страшный дракон - самка венгерского хвосторога.
Завораживающий дух эпизод начинается на своеобразной арене, высеченной в скалах шотландского ландшафта. Огромная декорация, напоминающая каменоломню со средневековой ареной для боя быков, была выстроена на студии «Ливсден» как две отдельные части.
«Это была одна из самых крупных декораций, когда-либо построенных для кинопроекта, - отмечает художник-постановщик Стюарт Крейг, трижды лауреат «Оскара» («Английский пациент», «Опасные связи», «Ганди») и обладатель номинации Американской киноакадемии за работу над «Гарри Поттером и философским камнем». - С другой стороны, когда ты сражаешься с драконом, то тут, конечно, нужен размах».
Пока Джимми Митчелл со своей командой создавал компьютерного хвосторога, супервайзер по спецэффектам Джон Ричардсон и супервайзер по гриму Ник Дадман разрабатывали и строили «настоящего» дракона на основе аниматроники: двенадцатиметрового зверя, снабженного системой извержения пламени.
«Дракон приводится в действие путем комбинации аниматроники и механических движений людей, вручную маневрирующих драконом, находясь под его крыльями, - рассказывает Дадман. - В целях безопасности все движения прошли компьютерную обработку, так как при радиусе выброса пламени в девять метров можно было поджарить половину команды каскадеров за одну минуту».
Еще большая опасность подстерегает чемпионов во втором конкурсе, во время которого они должны вызволить из впадины Большого озера своих друзей и близких. Более того, на испытание отводится всего один час. В противном случае их дорогие и любимые могут навсегда остаться в недрах мрачного озера.
«Этот подводный эпизод был одним из самых сложных для съемок, - вспоминает продюсер Дейвид Хейман. - Снимать в настоящем озере было бы слишком холодно и непрактично. Мы стали подумывать о том, не использовать ли так называемый процесс «сухой вместо мокрого», когда актера подвешивают и направляют на него сильный поток воздуха для достижения иллюзии нахождения под водой. Но, как выяснилось, в такой ситуации волосы струятся не совсем правдоподобно».
На протяжении целых трех месяцев шел монтаж конструкции, превратившейся в одну из самых больших цистерн в Европе для подводных съемок. Размер ее составил 6 метров в глубину, а площадь - 18 метров. Резервуар вмещал не только актеров, но и всех каскадеров, ныряльщиков, съемочную группу, голубой экран и съемочное оборудование.
«Вода фильтровалась каждые полтора часа, так что, я думаю, она была чище, чем вода в бутылках», - говорит Джон Ричардсон о сложнейшей системе очистки воды в гигантской цистерне.
Пока строили резервуар, Редклифф с остальными актерами брал уроки дайвинга. «Надо сказать, я не силен как пловец, но, слава богу, плавание под водой оказалось относительно несложным, - отмечает Дэниел Редклифф, который прежде чем погрузиться в огромную цистерну, на протяжении полугода учился нырять в разных по глубине бассейнах. - Сложнее всего оказалось совместить технические аспекты дайвинга с актерской игрой. Приходилось постоянно помнить о том, что у Гарри были жабры, поэтому в принципе он не дышал. Так что важно было следить за тем, чтобы случайно не выпустить пузырьки воздуха. В общем, я пережил абсолютно непередаваемые ощущения. И это было здорово».
В общей сложности за три недели съемок Редклифф провел под водой 41 час 38 минут. Как-то раз одно погружение длилось 1 час 15 минут, что, по словам актера, было «очень круто»!
Во время третьего и финального задания юные волшебники должны были найти выход из запутанного лабиринта, образованного высокой густой живой изгородью и тенистыми тропинками, затерянными в тумане. Чемпионы начинают свое путешествие в полных сумерках, ориентируясь на странный голубой огонек, маячащий в центре замысловатого цветника, где должен находиться долгожданный Кубок турнира.
Дамблдор просит чемпионов быть предельно осторожными и не сойти с ума внутри этого живого лабиринта, который отличается особым зловещим характером. «Это двойное предупреждение, - объясняет Дейвид Хейман. - Лабиринт пугает своими гигантскими размерами, так что существует реальная угроза затеряться в нем навсегда. В то же время - это живое существо, которое питается чужими страхами тех, кто осмелится в него войти».
«Попадая в лабиринт, вы становитесь одновременно невероятно уязвимым, склонным к помешательству и бесчеловечным, - добавляет режиссер. - Каждый ваш новый испуг обнажает вас перед лабиринтом, пока вы не окажетесь полностью незащищенным. Поэтому в какой-то момент каждый, кто попадает в этот лабиринт, начинает терять рассудок».
Монтаж лабиринта (7 метров в высоту и 12 - в длину) осуществлялся посекционно. Гидравлические стены разрабатывались с тем условием, что они смогут двигаться независимо друг от друга, раздуваясь и надвигаясь на актеров по команде.
Сложности переходного возраста
«Один из чудесных аспектов этой истории - вспыхнувший интерес Гарри и его друзей к противоположному полу, сопровождающийся неизбежной неловкостью, - отмечает продюсер Дейвид Хейман. - У Майка Ньювэлла потрясающее чувство юмора, он бесподобно передает комичность любой ситуации. Так что смотреть на попытки этих подростков общаться друг с другом было до боли смешно».
Когда коридоры Хогвартса начинают заполняться элегантными девушками из Шармбатона и мужественными юношами из Дурмстранга, обитатели Хогвартса буквально теряют голову.
«Появление красивых студенток Шармбатона шокирует почти всех парней Хогвартса, - говорит режиссер. - Женственность девушек лишает мальчишек дара речи, особенно Рона».
Тем временем грядет Святочный Бал, для участия в котором Гарри и Рону необходимо найти себе пару: невеселая перспектива, которая тяжким бременем ложится на их плечи. «К удивлению не только Рона и Гарри, но и к своему собственному, Гермиона выбирает Виктора Крама, - улыбается Эмма Уотсон. - Это особенно расстраивает Рона, который, кажется, только-только осознал, что Гермиона - девушка!»
«У нас всегда было чувство, что между Роном и Гермионой зарождается любовь, хоть ни один из них об этом и не подозревал, - говорит Руперт Гринт. - В этой серии они начинают себе в этом признаваться. Когда, например, на Святочном Балу Гермиона появляется с Виктором Крамом, Рон наконец-то понимает, что к Гермионе у него особое чувство».
Что касается Гарри, то его охватывает ранее не ведомый ужас от осознания того, что он влюбился в сокурсницу Чжоу Чанг. «Помимо всего остального в Гарри мне нравится то, что когда дело доходит до романтических отношений, от его геройства не остается и следа, - смеется Редклифф. - Он понятия не имеет, как вести себя с девушками. В его поведении себя узнают все, кто хоть раз чувствовал неловкость в присутствии дам, - иными словами, все мужчины в мире».