Ангел-А / Angel-A (2005)
Неудачник Андре оказался в безвыходном положении: он одинок, его никто не любит, у него украли документы и к полуночи он должен вернуть несколько десятков тысяч не поганых американских долларов (как выразился один из героев картины), а евро. Решив разрубить тугой клубок проблем одним махом, он собирается покончить жизнь самоубийством, прыгнув с моста. И вот мост найден, перила преодолены и остается сделать последний шаг, но… оказывается, Андре на мосту не одинок, и красивая блондинка ростом 1,78 похоже собирается через минуту сделать то же самое, что и он.
За долгие 6 лет, прошедшие со времен его последней режиссерской работы (лента Жанна д’Арк 1999 г. выпуска), создавая сценарии и продюсируя несметное множество картин, Люк Бессон превратился в некое современное подобие Роджера Кормана. Человека, приложившего руку к любому мало-мальски известному фильму, вышедшему на территории страны гурманов, вина и высокой кухни, многие уже начали списывать со счетов, говоря, мол, был талантливый режиссер, да вышел весь, став не менее талантливым бизнесменом. Не скрою, Кабан был близок к тому, чтобы разделить подобное мнение. Но последняя работа француза, находящегося в середине жизненного пути, повергла Кабана в шок и заставила задуматься о том, кто же такой он – Люк наш Бессон. Однако вернемся к ленте. Снимая в черно-белой гамме, которая в последнее время становится все более и более популярной, многие режиссеры полагают, что подобное сможет придать стильность и арт-хаусность их творениям, повысив тем самым зрительский рейтинг или оценку критиков. Что ж, пожалуй, иногда это действительно срабатывает. Но в последней работе Бессонна два цвета – это нечто большее, чем просто палитра. Это дух картины, ее неотъемлемая составляющая, утратив которую картина станет другой. Она потеряет то, что есть лишь в малой толике картин, сотнями выходящих на экран каждый год. Она потеряет Уникальность. Как бы странно это не прозвучало, но именно скромная цветовая гамма позволяет, например, показать всю глубину операторского мастерства бессменного партнера Бессонна Тьерри Арбогаста. Именно оттенки черного и белого создают в картине шарм, придают ей образ законченного шедевра, выходящего из под руки мастера.
История, рассказываемая на экране в течение всего лишь 88 минут, не нова, а сценарий картины Бессон начал писать еще в юности. Более того, как заметил свиной приятель, четко видно, что сценарий был написан специально для бывшей любимицы Бессонна – Милы Йовович. Но сложилось так, что вместо нее на экране появилась модель компании Victoria Secret и новое лицо Gucci датчанка Ри Расмуссен. Образ Ангелы в исполнении Ри построен на контрасте с образом Андре. Он араб, она скандинавка, он обросший невзрачный коротышка, она длинноногая привлекательная красавица. Эта идеально гармонирующая друг с другом парочка от всей душит «зажигает» в ленте, давая немало поводов и посмеяться, и подумать. С одной стороны, лента наполнена юмором по самые пятачки, причем юмором порой хлестким и совсем неполиткорректным, но не опускающимся при этом до туалета и прочих приколов в стиле братьев Уэйансов, а с другой – Ангел-А ставит перед зрителем весьма серьезные вопросы, которые – и это большой плюс картины – показаны без перегибов, излишнего пафоса и бича современного кинематографа – нравоучений и морализаторства.
Но в картине есть еще и третий персонаж. Это город. Город, о котором сказаны миллионы красивых слов, которому посвящены рассказы и стихи. Париж. Наблюдая за передвижениями Ангелы и Андре по французской столице, начинаешь понимать, насколько сильно влюблен Бессон в свой родной город. Как Вуди Ален, который обожает Манхэттан, лишь изредка выбираясь за его пределы, как Кевин Смит, в каждом своем фильме показывающий пейзажи Нью-Джерси, Бессон любуется Парижем. Он наслаждается его площадями, парками, он влюблен в Монмартр, Елисейские поля. И он дарит свою любовь и восхищение зрителю. Мы, находясь по другую сторону экрана, можем вместе с героями картины посетить модный ночной клуб, позавтракать в уютной забегаловке, оказаться на Эйфелевой башне и увидеть Париж глазами человека, который знает о нем все. И который, что особенно важно, обожает свой город и умеет показать его так, как никто другой.
Конечно, в картине есть свои недостатки и она отнюдь не идеальна: в середине ленты присутствует несколько сюжетных моментов, которые не несут в себе никакого смысла, представляя не очень качественную стыковку соседних эпизодов, в последней четверти действия героев отдают шаблонностью и некоторой фальшью, что особенно заметно на уровне первого часа, где все более чем отлично и кое-что еще. Но! В мире нет ничего идеального. Даже у Венеры Милосской отсутствуют некоторые части, но от этого она не стала популярной и по-прежнему является культурным достоянием и собирает вокруг себя толпы туристов и прочих зевак.
Если же напоследок коснуться коммерческой составляющей, то, похоже, картина не станет суперуспешной: лента сознательно чурается блокбастерных приемов; на экране нет известных актеров; Ангела постоянно курит, что современном антиникотиновом обществе не поощрят. Но Кабана это не особенно заботит. Ведь важно не то, сколько денег заработает лента в прокате, а то, что она доставила свинье полтора часа подлинного удовольствия, в очередной раз доказав, что обычным хмурым утром (сеанс начинался в 9.40) чудо может случиться не только у того, кто стоит на мосту.
Итого: обычно Кабан в своих оценках старается быть объективным, не учитывая собственные предпочтения в оценке фильмов, но в этом случае это невозможно. Картина настолько потрясла свинью, настолько показалась ему глубокой и в тоже время легкой и воздушной, столь идеально выверено поставила вопросы и показала ответы авторов картины, что ничего иного, кроме 10 пятачков из 10 Кабан поставить не может. Время покажет, но на сегодня похоже, что картина окажется в списке 3-5 лучших картин на все свиные времена, во главе которого с самого первого просмотра находится кевиносмитовская Догма.