(с)Будь в Панеме выборы с участием Китнисс Эвердин, кого бы выбрал народ? Выбрал бы он её или всё-таки командующего Пэйлор? Или Альму Коэн, которую Китнисс так благородно убила? Была ли Китнисс лидером, или это «лицо, вырванное из толпы»? На самом деле, лицом, вырванным из толпы, она никогда не была, ведь никто её не вырывал и не выбирал. Она сама выбрала свою судьбу, тогда – в первом фильме. Она вызвалась добровольцем и тем самым запустила весь процесс, она практически не оставила выбора другим, хотя потом всю жизнь мучилась от последствий своего решения.
Дивергента Трис тоже никто не выбирал, но тут ситуация оказалась ещё ограниченнее. У Трис не было даже собственного выбора, она родилась дивергентом, и что бы она ни делала, это уже не исправить. Выбор сделали ещё до её рождения. В чём же сходство и отличие между двумя смелыми и красивыми девушками, двумя героинями, двумя бойцами из популярных антиутопических молодёжных франшиз?
Обе чувствуют себя изгоями, обе взвалили на себя миссию борьбы с несправедливым режимом. Обе родились в разобщённом, разделённом на дистрикты или фракции, обществе. И, ах да, обе – девушки. У Китнисс есть сестра, которую надо защищать, у Крис – брат, которого она пытается спасти. Обе сбежали из родных мест в утопию, о существовании которой не знали. И обе поняли, что эта утопия может стать злом ещё большим, чем то, с которым они боролись. И всё это в четырёх фильмах.
Любопытно, что Голливуд в последнее время полюбил девушек в качестве главных героев. Да что там главных героев, девушки в таких фильмах – не героини-одиночки, они ведут за собой целые народы. В один ряд с Трис и Китнисс можно смело поставить и Белоснежку из весьма специфичного изложения произведения братьев Гримм «Белоснежка и охотник». Но речь сейчас не о ней.
Китнисс – сомневающаяся, мятущаяся, кидающаяся из стороны в сторону девушка, которая рано повзрослела из-за инфантильной матери. Она пытается защитить всех и вся вокруг любой ценой. Она не уверена в себе, не стремится к лидерству, и её очень тяготит, когда все начинают носиться с ней как с курицей (Сойкой-пересмешницей, если точнее).
Трис – энергичная, уверенная в себе, однако гораздо менее развитая личность в плане защиты. В первом фильме мы видим, что ей трудно даётся обучение у бесстрашных. Правда потом у неё резко появляются навыки бойца спецназа – переход почти не заметен. А уж в третьей части она вовсе становится «терминатором». Китнисс развивается куда как ровнее и логичнее. Как умела стрелять из лука, так и умеет до самого конца. Всё, что у неё появляется – это стрелы с разрывными наконечниками.
Китнисс вызвалась добровольцем вместо сестры и сумела не только стать победителем «Голодных игр», но сделала это на пару с земляком Питом Мелларком. Так она плюнула в лицо Капитолию, нарушив все правила. А ведь она просто хотела, чтобы все остались живы. Поэтому её и избрали своим лицом повстанцы из Дистрикта-13 – она стала символом свободы, жертвенности и любви. За ней хотели идти, потому что она воплощала идеал человека в глазах других. Она всегда хотела сбежать, но в итоге выполнила свою роль до конца – не из каких-либо идеалов, а просто потому, что хотела защитить других. Фактически, она заставила себя пройти весь путь до конца.
Трис не столь сложная натура. Она сама себя выбрала – возможно, её направили гены. Она пошла в бесстрашные – но зачем? Она никого не защищала, её не заставляли, её не выбирали. Она просто пошла, чтобы чего-то добиться.
И на протяжении фильма она двигается в направлении борьбы так, будто это её работа, её задача. И в глазах Дэйвида – лидера людей, живущих за стеной – она была идеалом человека. Была ли она идеалом на самом деле? Она прошла испытания по всем фракциям в лаборатории Джанин, родилась 100-процентным дивергентом. В глазах общества это делало её идеальным человеком, сначала изгоем, а затем героем.
Когда Трис попадает к Дэйвиду, ей открываются значительные перспективы: ей дают почувствовать себя исключительной, завлекают проектами во спасение мира. Она с радостью этому отдаётся, пока не понимает, что Дэйвид водит её за нос. Здесь свою роль сыграло то, что она тоже хотела защитить людей, только, в отличие от Китнисс, которая защищала близких, Трис хотела защитить всех, она была против жестокости в принципе.
Из Китнисс вышла бы отличная мама, из Трис – прекрасный политик.
Китнисс выглядит более человечной, и оттого более симпатичной. Её недостатки, её проблемы вызывают симпатию и сочувствие. Она борется за понятные цели, она не против идеалов, а против жестоких людей.
Трис в силу генетики идеальнее, она более цельна как личность. У неё нет психологических проблем, она собраннее и делает всё правильно. У неё нет сомнений. И поэтому она не так близка людям, мы не чувствуем её «своей». Она настолько идеальна, что редко вызывает сочувствие. Временами она даже раздражает, когда проводит много времени с Дэйвидом над сомнительными экспериментами, забывая про друзей. И она борется именно против идеалов, против политики в целом.
Так что, хоть я и восхищаюсь Трис, гораздо ближе мне Китнисс. Несмотря на то, что она сильная, она на самом деле очень слаба и беззащитна, и ей нужна поддержка.
Для Китнисс всё закончилось хорошо, и она получила то, чего заслуживала – любящую семью. Как это всё закончится для Трис? Увидим…