Надергав везде понемножку и чуток поднапрягши собственный брэйн получился вот такой краткий глоссарий (можт кому пригодится):
О жанрах и не только
(Глоссарий)
Сплетение мотивов уже на заре зарождения «галактики братьев Люмьер» обеспечило киножанрам широкие стилистические разветвления. Поэтому ждать четкого разделения по принципу «вот это – триллер, а это – комедия» не стоит. Все смешалось, как говорится, в доме Н-ских…, жанровые границы фильмов оказались весьма подвижны, один и тот же «шаблон» в разное время переходил из одного жанра в другой, да и сами жанры, как показывает история, трансформировались от десятилетия к десятилетию. Например, триллер на сегодня насчитывает около 50 жанровых определений – маньячный, судебный, полицейский, семейный, политический, эротический, и т. д. Также жанровые определения могут включать в себя и качественно-количественные характеристики, типа - блокбастер, фильмы формата «лоу бюджет» и «арт-хаус», ремейк (повтор), сиквел (продолжение), «приквел» (предшествование), ретро-фильм, культовый фильм, «шекспириада» (в мире насчитывается более 300 киноверсий и около 50 модернизаций), бондиана и т. д. и т. п.
Авангард (от французского Avant-garde, т.е. передовой отряд)
Авангардом в кинематографе называют экспериментальные и теоретические проекты в основном не рассчитанные для представления широкой публике и, как правило, не пользующиеся коммерческим успехом. Кинематографы-авнгардисты работают на стыке различных искусств в поисках новой образности и особой эстетики. Авангардные проекты, зачастую, не являются ни развлекательными, ни игровыми. Тем не менее, радикальные изыскания предпринимали в свое время все великие мастера киноискусства прошлого и настоящего. Авангардное направление сродни независимому некоммерческому и авторскому кино. В мире ежегодно проходит несколько десятков фестивалей, наиболее известный у нас – российский «Киношок». Что касается фильмов, типичных представителей жанра – то их огромное множество. От 20-х гг. прошлого века до сюрреализма Бунюэля, от корометражек Дэвида Линча до «Отеля» Майкла Фиггиса.
Авторское кино
Описано французским термином «theorie d’auteur». Авторская идея противопоставлена «коллективному», или «корпоративному», кинематографу. Принято считать, а соглашаться или нет дело сугубо личное, что за авторским кино - качество, за «корпоративным» - количество. Проблему автора в кино наиболее основательно поставили французские критики, выдвинув теорию кинематографа, утверждающую в роли творца режиссера, т.к. его личность непосредственно влияет на трактовку сюжета – «здесь и сейчас». Со временем такая позиция претерпела существенную корректировку, и теперь, говоря об авторском кино, имеют в виду особенную, индивидуальную стилистику картины. В европейском кинематографе роль авторского начала действительно является определяющей, чего не скажешь о Голливуде, исповедующему «систему» и «корпоративное» кино. Однако усилия Чарли Чаплина по передаче авторской интонации картины «Цирк» были в 1928 году отмечены специальной премией «Оскар» как лучшему сценаристу, режиссеру, актеру, редактору монтажа и продюсеру фильма. В 1945 Лоуренс Оливье получил специального «Оскара» как режиссер, актер и продюсер фильма «Генрих V». В этом славном ряду также стоят и наши современники, о которых необходимо упомянуть – это Вуди Аллен, Роберт Редфорд, Мел Гибсон, Кевин Костнер, Квентин Тарантино, Джон Карпентер и многие другие режиссеры, выступившие в своих проектах не только как режиссеры, но и продюсерами, сценаристами, редакторами монтажа, композиторами и исполнителями главных ролей.
Кстати, или некстати, есть известная шутка о таких авторах: сам и продюсер, сам и режиссер, сам и сценарист, сам и главную роль сыграл, сам и смонтировал – сам и смотреть будет!
Аниме
Японская анимация. Иногда говорят, что слово «аниме» - французское. Это не так. «Аниме» - это сокращение от английского «animation» («анимейшн»). При происхождении из французского было бы «анима» - от «анимасьон». Термин «аниме» укрепился только в середине 1970-х, до этого обычно говорили «манга-эйга» («кино-комиксы»).
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х, а первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме находилось на задворках кино, однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы, поддерживавшие любое «правильное» искусство. Так, два первых больших аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были «игровой» пропагандой, прославлявшей мощь японской армии.
Как и в случае с мангой, решающую роль в истории аниме сыграл Тэдзука Осаму, который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ-сериалов, превосходящих американские не по качеству изображения, а по привлекательности для японской аудитории.
Большая часть аниме - ТВ-сериалы и сериалы, созданные для продажи на видео (OAV-сериалы). Однако есть и множество ТВ-фильмов и полнометражных аниме. С точки зрения разнообразия стилей, жанров и аудиторий манга существенно превосходит аниме, однако последнее с каждым годом догоняет конкурентку. С другой стороны, многие аниме - экранизации популярной манги, и они не соревнуются, а поддерживают в коммерческом отношении друг друга. Тем не менее, большая часть аниме - детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоевывает «семейное аниме», которое дети смотрят вместе с родителями.
Сериальность диктует свои законы - создатели аниме менее, чем аниматоры других стран, склонны к техническим экспериментам, зато уделяют много внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей (отсюда важность качественного озвучания) и разработке сюжета. Наиболее известные аниме – «Призрак в доспехах», «Манускрипт ниндзя», «Евангелион» и т.д.
Арт-хаус (от английского art house, т.е. художественный театр)
Несмотря на то что "артхаус" обозначает кино альтернативное, нестандартное и не рассчитанное на широкий прокат, термин этот относится к сфере кинобизнеса (в отличие, скажем, от термина "авторское кино", числящегося по ведомству киноэстетики). Само понятие артхаусных прокатных сетей возникло в США в 70-е годы, когда стало понятно, что на сверхдешевых фильмах бунтарей-одиночек можно в принципе неплохо заработать. Интересно, что одним из первых примеров такого рода стал коммерческий успех сюрреалистического дебюта Дэвида Линча "Голова-ластик" (1977), выпущенного в небольших кинотеатрах продюсером и прокатчиком Беном Баренхольцем.
В России, конечно, никакой артхаусной прокатной сети пока нет - есть две-три дистрибьюторские компании, закупающие права на неголливудское кино, и два-три кинотеатра, предоставляющих этим фильмам площадку. Но уже сейчас можно сказать, что в прокате в принципе образовалась ниша для фильмов, непохожих на голливудский мейнстрим. В крупных городах они с легкостью находят своего зрителя и окупают затраченные на покупку средства (к слову, сравнительно небольшие).
Артхаус по необходимости эклектичен, так как формируют его не жесткие каноны стиля или направления, а динамичная реальность кинобизнеса. Сегодня в России артхаус - это фильмы американских "независимых" ("Генри Фул" Хэла Хартли, "Девственницы-самоубийцы" Софии Копполы, "Безумный Сесил Б." Джона Уотерса), ведущих режиссеров европейского кино (среди них, впрочем, попадаются представители самого отъявленного мейнстрима, вроде Ролана Джоффе со своим "Вателем", которые становятся у нас артхаусом только потому, что российский массовый зритель на европейское кино реагирует прохладно) и режиссеров с экзотического Востока, создающих как авторское (фильмы Такеши Китано), так и коммерческое (южнокорейские боевики) кино.
Б–класса фильмы (от английского B-movies)
Еще в далекие 30-е года в Голливуде владельцы кинотеатров для привлечения зрителей, внедрили в прокате удвоенные сеансы. За ту же плату можно было увидеть два фильма: основной-специально рекламируемый и, как правило - короткометражный (до 80 минут), легкого, развлекательного жанра, или же полнометражный провалившейся в прокате. Последние считались категорией «Б» и производились студиями - «мейджорами» без надежды на большую прибыль. Позже за эти фильмы, закупаемые прокатчиками оптом и по фиксированной цене, взялись небольшие киностудии, которых устраивал и мизерный доход, пренебрегаемый «мейджорами». В 40-х ряд студий, специализировавшихся в категории «Б», выступали на рынке весьма успешно - Repablie, Monogram, Mascot. Тиражируя уже опробованные сюжеты и эксплуатируя самые зрелищных жанры - вестерны, фантастику, ужасы, триллеры, причем в самом дешевом варианте, они, тем не менее, добились экономической самостоятельности.
Сейчас наиболее яркими представителями B-movies с претензиями являются такие кинокомпании, как PM, NU imаgе, New World, Tri mark, J&M и ряд других. Среди фильмов припоминаются соответственно – «Человек-личинка», «Крокодил 2», «В аду», «Часовой механизм», «Турбулентность», «Кровавый серфинг» и т.п.
Блокбастер (от английского - block-buster, буквально «крупнокалиберная бомба»)
Блокбастером обычно называют фильм, на производство и рекламу которого тратятся огромные деньги в расчете на огромные же кассовые сборы. Ныне под огромными деньгами подразумевают 100 миллионов долларов. Первый кассово-успешный голливудский блокбастер - фильм Сесила Блаунта Де Милля 1913 года - «Муж индианки». Фильм Джеймса Камерона 1991 года «Терминатор 2: Судный день» первым преодолел планку в 100 миллионов. Камерону также принадлежит рекордный бюджет в 200 миллионов, потребовавшийся для постановки «Титаника». Справедливости ради необходимо особо отметить тот факт, что в 1963 году затраты на производство «Клеопатры» составили 44 миллиона долларов, что в пересчете курса доллара составило бы на сегодня около 250 миллионов долларов.
О блокбастере как о коммерческом триумфе заговорили после «Челюстей» Стивена Спилберга, впервые в истории собравшего 100 миллионов прокатной платы. Коммерческий гений Спилберга, осуществившего постановку «Е.Т. Инопланетянина», впервые поднял планку сборов на 200- миллионную отметку. Для Европы рекорд составляет 53 миллиона долларов - бюджет картины Жан-Жака Анно «Враг у ворот».
Сейчас блокбастерами принято называть любой фильм выпущенный студиями -«мейджорами» будь то при бюджете в 100 или в 10 миллионов долларов.
Боевик или фильм «экшн» (от английского - action, т.е. действие)
Боевики - фильмы с динамически развивающимся действием, драматический эффект в которых достигается активным противоборством сторон. Основным условием для боевика является зрелищность, нацеленная на непременный успех в прокате. Главная начинка таких фильмов - драки, стрельба, погони, на современном этапе развития кино, обильно сдобренные аудио-визуальными спецэффектами. Фильмы этого жанра обычно построены на энергичных и стремительных, высокобюджетных каскадерских сценах и сценах погони, зачастую сюжет включает сцены спасения, битвы, драки, побеги, опасные для жизни ситуации (наводнения, взрывы, природные катаклизмы, пожары и т.д.). Боевик характеризуется непрекращающимся действием, зрелищностью и приключенческой направленностью, часто хорошо вырисовываются «хорошие парни» - герои (а в последнее время и героини), ведущие борьбу с «плохими парнями». Пример: Все фильмы с Дольфом Лундгреном, Стивеном Сигалом, Жан Клод Ван Даммом и т.п. актерами. Также сюда относятся и некоторые поджанры:
А) Фильм-катастрофа (классические - «Вулкан», «Идеальный шторм», «Давление», «Команда 49: огненная лестница»; фантастические – «Послезавтра»; Военно-исторические – «К-19»)
Б) Приключенческий фильм, обычно захватывающие истории, основанные на новых испытаниях и происходящие в экзотических местах, очень похожи или часто встречающиеся в паре с жанром экшн. Жанр может включать фильмы об обычных жаждущих приключений героях, фильмы-сериалы, исторические фильмы (сходные с эпическим жанром), поиски или экспедиции потерянных континентов, многосерийные эпические фильмы в «джунглях» или «пустынях», поиски кладов, фильмы-катастрофы, или поиски неизвестного. Примеры – «Сахара», «Полет Феникса», «Корсиканец» и т.д.
В) Шпионский боевик. Из последнего отмечу лишь дилогию «Борна», да «Рекрута» с Аль Пачино. Классическое шпионское кино, увы, осталось в прошлом, и все попытки возродить его успешно проваливаются - на плаву остается лишь непотопляемый Джеймс Бонд. Шпионское кино так и осталось во временах холодной войны, когда реалии тайного мира разведки и спец операций просто леденили кровь. А сейчас какие тайны? - одна страна открыто бомбит кого вздумается, так что и сама надобность в шпионах отпадает. Вот и получается в кино сплошная самопародия…
Г) Комикс-боевик. Фильм, снятый, как вы уже догадались, по мотивам комиксов. Я не имею в виду европейские приключенческие комедии вроде «Астерикса и Обеликса». Речь идет о классике американского комикса, как то «Бэтмен», «Супермэн», «Электра», «Блэйд», «Человек-паук» и т.д. Справедливости ради замечу, что существенная часть вышеназванных картин попадает в разряд блокбастеров.
Вестерн (от английского western - западный)
Вестерн является, наряду с гангстерской драмой и мюзиклом, одним из трех «великих открытий Америки в искусстве». Вестерн входит в канон американских киножанров, являясь аналогичным европейскому кино приключений. Типичные для вестерна выразительные моменты - экзотичность ландшафта и типажей, динамизм повествования, романтика, тоска по абсолюту, легендарный образ героя, маниакальная мстительность, «черно-белая» мораль. И хотя в основе вестерна заложены исторические факты, история здесь переосмыслена и служит лишь материалом для создания идеализированной картины установления западного миропорядка.
Первые в мире полнометражные фильмы - «Большое ограбление поезда» (1903) режиссера Э. С. Портера и «История банды Келли» (Австралия, 1906) - были вестерны. Классиком самого рафинированного и стильного американского жанра повсеместно признан Джон Форд, поставивший прекрасные вестерны: «Железный конь» (1924), «Дилижанс» (1939), «Моя дорогая Клементина» (1946), «Отправившиеся на поиски» (1956) и др. Как урбанистическую модификацию вестерна можно рассматривать и роуд-муви, и гангстерские драмы. Лучшие фильмы - «Красная река» (1948), режиссер Генри Хоукс; «Ровно в полдень» (1952), режиссер Фред Циннеман; «Шейн» (1953), режиссер Джордж Стивенс; «Дикая банда» (1968), режиссер Сэм Пекинп; «Пригоршня динамита» (1971), режиссер Серджио Леоне; «Буффало Билл и индейцы» (1976), режиссер Роберт Олтмен; «Тумстоун» (1993), режиссер Джордж Пан Косматос; «Мертвец» (1995), режиссер Джим Джармуш; «Быстрый и мертвый» (1995).
Три вестерна отмечены главным «Оскаром» - «Симаррон» (1930); «Танцы с волками» (1990); «Непрощенный» (1992).
Драма
Серьезное изложение со сложным сюжетом, рисующим реалистичные персонажи, окружающую обстановку, жизненные ситуации, и сюжет с напряженным развитием персонажей и взаимоотношений между персонажами. Обычно не фокусируются на специальных эффектах, комедиях, или действиях. Драматическое кино – самый большой жанр кино, существуют большое количество под-жанров. К примеру, мелодрамы, эпическая (или историческая драма), или романтический жанр. Драматические биографические фильмы (или биопики) – основной под-жанр. Сюда же входят и фильмы о войне, Второй мировой в основном, где отражены ужасы и горести войны, действительные военные сражения (против различных стран или всего человечества) на суше, море или в воздухе служат основным сюжетом или фоном для событий фильма. Фильмы о войне обычно комбинируются с другими жанрами, например, экшн, приключения, драма, романтика, комедия (черная), мистика, и даже, эпическое кино и вестерн.
Комедийный фильм (Комедия)
Фильмы с легкомысленным сюжетом, намеренно снятые, развлекающие зрителей и вызывающие смех благодаря фразам, шуткам и т.д.), обычно сильно преувеличен сюжетные события, язык, действия, отношения и персонажи. В истории кинематографии выделяются следующие комедийные типы: slapstick – грубый дешевый фарс, screwball – комедии об эксцентричных чудаках, spoofs and parodies – розыгрыши и пародии, romantic comedies – романтические комедии, black comedy- черные комедии (черный юмор) и др.
Криминальное (гангстерское) кино
Фильмы, основанные на злодеяниях людей криминального мира или бандитов, в частности, грабителей банков, фигур теневого мира, беспощадных бандитов, которые нарушают закон, воруя и убивая. Криминальные и гангстерские фильмы часто попадают в категории черного жанра и детективного кино благодаря сходным чертам между этими кинематографическими типами. В эту категорию также попадают описания различных фильмов о серийных убийцах, но лишь частично. Наиболее яркие представители жанра – почти все фильмы Скорсезе, включая «Банды Нью-Йорка», а также «Крестный отец» Копполы и классика вроде «Бонни и Клайд» или «Двое в городе». Очень часто к ганстерским и криминальным фильмам делается приставка «драма», ибо хэппи-энд встречается крайне редко или относителен.
Мюзикл (от английского musical - музыкальный)
С приходом звука в кинематограф одним из самых популярных жанров в мире кино стали фильмы - ревю, музыкальные комедии, экранизации классических оперетт с участием «звезд» эстрады, мюзик-холла, танцевальных пар. Однако столь популярный у американцев жанр получил должное развитие только в 40-х годах. Усилиями Артура Фрида, Винсента Минелли, Стенли Доннена и Джима Келли мюзикл обрел современные черты.
Новое в мюзикле по сравнению с музыкальным фильмом 30-х годов было то, что все элементы действия находились в нерасторжимом единстве и были внутренне взаимосвязаны: музыка и хореография выполняли важнейшие смысловые и композиционные функции, драматический сюжет воплощался в диалогах актерским и режиссерским искусством.
Типовые мотивы - история «золушки», ее трудный путь к славе; максимально театрализованная будничная жизнь артистов и простых людей. Наиболее продвинутыми в постановках мюзикла были студии «МГМ» и «Фокс». В 60-х мюзикл стал тематически более разнообразным, и американские академики четырежды премировали мюзиклы главной премией «Оскар». Появление в начале 60-х ряда музыкальных фильмов, посвященных рок-н-роллу и явлению «The Beatles» - «Тюремный рок (1957), «Молодые» (1961), «Вечер трудного дня» (1964), предрекли скорый закат самого рафинированного голливудского жанра.
В 70-х жанр приобрел драматические обертоны, но с каждым годом постановок становилось все меньше. Лучшие из них: «Кабаре» (1972) и «Весь этот джаз» (1979) Боба Фосса, «Томми» Кена Расселла (1975), «Волосы» Милоша Формана (1979), «Багси Мелоун» (1976), «Слава» (1980) и «Эвита» (1998) Алана Паркера, а также «Скрипач на крыше» (1971), «Леди поет блюз» (1972), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1976), «Танец-вспышка» (1983), «Кордебалет» (1985), «Обязательства» (1991). Ныне мюзикл весьма редкое явление на подиуме д'арт американского кино.
Лучшие фильмы, отмеченные главной премией «Оскар», - «Бродвейская мелодия» (1928), «Американец в Париже» (1951), «Жижи» (1958), «Вестсайдская история» (1961), «Моя прекрасная леди» (1964), «Звуки музыки» (1965), «Оливер!» (1968), «Чикаго» (2002).
Пеплум (от латинского peplum - Исторический фильм)
В античные времена так называли теплую накидку на верхнюю одежду. Пеплумами кинокритики прозвали европейские исторические картины о Древнем Риме и Древней Греции и на библейские сюжеты, жанры чрезвычайно популярной во всём мире в эпоху «немого» кино ввиду своей наглядности. Авторы «цезаристы» боевиков, доказывая свою финансовую мощь, всякий раз устраивали на глазах у зрителей гибель Помпеи или же падение трои, круша грандиозные декорации, кропотливо возведённые для съёмок. Первые пеплумы были поставлены в Италии: «Кабирия» (1914); «Мауиста» (1919), «Последние дни Помпеи», «Камо грядеши?» (1912); «Марк Антоний и Клеопатра» (1913). Вскоре и американские продюсеры увлеклись постановками исторических драм. Их фильмы были ещё более зрелищными, и кинокритики назвали их «суперколоссами». С появлением звукового кино исторические фильмы, включая пеплумы, оказались на какое-то время невостребованными. И только в 50-х годах, когда Голливуд, пустившийся в «крестовый поход» против телевидения, вновь вернулся к суперзрелищным постановкам, в Европе, в свою очередь, также реанимировали пеплумы, но их экранная жизнь продлилась лишь до начала 60-х: «Даки» Серджиу Нико-лаеску (1967), «Колонна» Мирчи Дрэгана (1968), «Колосс Родосский» Серджо Леоне (1961), «Фараон» Ежи Кавалеровича (1966) и т. п. Ныне в Европе пеплум на экране встречается весьма редко, некоторое оживление возникло в связи с христианскими юбилеями, но положение дел не изменилось: «Калигула» Тинторетто Брасса (1979), «Камо грядеши?» Франко Росси (1985), «Расследование» Дамиано Дамиани (1986), «От Понтия Пилата» Луиджи Маньи (1988) и т. д.
Саспенс (от английского suspense - тревога ожидания)
Саспенс - режиссерский прием, когда в действие привносится дополнительный элемент драматизма, как правило, кинематографическими средствами, соответствующее музыкальное обрамление эпизода, тревеллинг, крупный план, необычные ракурсы и т. д. Саспенс является ключевым элементом любого триллера как способ управления эмоциями зрителя и нагнетания «тревожной» обстановки. Мастером и отцом-основателем саспенса повсеместно признан Альфред Хичкок, который использовал для обозначения собственного метода умозрительное понятие - «Мак гаффина», одноименное таинственному шпиону из его картины «К северу через северо-запад».
Суперколосс (буквально - величественный)
Родоначальниками исторических фильмов, как правило, на античные сюжеты в кино являются итальянские режиссеры. Однако именно американцы придали постановкам исторических боевиков должный размах и величие, за что кинокритики окрестили их «суперколоссами», в отличие от европейского «пеплума»: «Нетерпимость» Дейвида У. Гриффита (1916), «Десять заповедей» (1923), «Крестное знамение» (1932), «Клеопатра» (1934) Сесиля Б. Де Милля и др.
В начале 50-х продюсеры Голливуда, переживающие не лучшие свои времена, для наполнения кинозалов активизировали постановки суперзрелищных фильмов, что привело к возрождению и повсеместному успеху «суперколоссов» - «Багряница» Генри Костера, сборы 26 миллионов долларов; «Десять заповедей» Де Милля, сборы 57 миллионов долларов; «Бен-Гур» Уилльяма Уайлера, сборы 74 миллиона долларов; «Спартак» Стенли Кубрика, сборы 22 миллиона долларов, а также менее удачные в сборах, но тяжеловесные по бюджету «Юлий Цезарь» и «Клеопатра» Джозефа Лео Манкевича. Однако в начале 60-х «суперколоссы» несут убытки кинопроизводителям, теряют былой шарм и вскоре исчезают вовсе, актуальными же становятся костюмированные психологические драмы - «Человек на все времена», «Ромео и Джульетта», «Беккет» и др. Некоторое оживление произошло в начале третьего тысячелетия: «13-й воин», «Гладиатор», «Александр», «Троя». Впрочем, последние два проекта оказались провальными.
Триллер (от английского thrill- трепет)
Первоначально триллер представлял собой умелое смешение акцентов детектива и мелодрамы, с проработанными по сюжетному слою контрастными приемами саспенса. В 70-х в Голливуде режиссеры, скрещивая жанровые приметы «черных» фильмов с кинообразностью фантастики, представили триллер как гибрид животных страстей, патологических аномалий, безудержного эротизма и т. п.: «Изгоняющий дьявола» Уилльяма Фридкина (1973), «Челюсти» Стивена Спилберга (1975), «Призрак рая» Брайна Де Пальмы (1975), «Хэллоуин» Джона Карпентнера (1978), «Чужой» Ридли Скотта (1979), «Фантазм» Дона Коскарелли (1979) и т. д. В 80-х триллер, окончательно возобладав над детективом, открыл в себе мелодраматические, семейные и комедийные мотивы и в этой связи претерпел ряд новых модификаций: «враг внутри семьи», «яппи в опасности», «чиллер» и пр.: «Жар тела» Лоуренса Касдана (1980), «Голубой бархат» Девида Линча (1987), «Роковое влечение» Эдриана Лейна (1987), «Основной инстинкт» Поля Верховена (1989).
В 90-х триллер насчитывал около 50 модификаций. Основным стал не сюжет как таковой, а всепоглощающий саспенс, в дымке которого и происходит все действие фильма: «Дикие сердцем» Девида Линча (1990), «Призрак» Джерри Цукера (1990), «Бартон Финк» братьев Коэнов (1991), «Молчание ягнят» Джонатана Демми (1991), «Фирма» Сидни Поллака (1993), «Шоссе в никуда» Девида Линча (1994), «Неглубокая могила» Дэнни Бойла (1995), «Божественные создания» Питера Джексона (1995), «Семь» Девида Финчера (1996), «8 мм» Джоэла Шумахера (1999) и др.
Триллеры, отмеченные главной премией «Оскар», - «Ребекка» (1940), «Вся королевская рать» (1949), «Марти» (1955), «Душной южной ночью» (1967), «Французский связной» (1971), «Крестный отец» (1972), «Афера» (1973), «Крестный отец 2» (1974), «Молчание ягнят» (1991).
Ужасы
Фильмы ужасов создаются с целью напугать, а также вызывать все наши самые тайные и худшие страхи, характерны ужасающие, шокирующие финалы. Фильмы ужасов представляют разнообразие стилей, от первых произведений немой классики Носферату, до сегодняшних монстров компьютерной графики и сумасшедших. Они часто соединяются с жанром научной фантастики, если угроза или монстр был создан в результате техногенных аварий, или когда Земле угрожают инопланетяне. Жанры фэнтэзи и фильмов о сверхъестественном не всегда синонимичны с жанром ужасов. Поджанры фильмов ужасов: slasher (рубилово), teen terror (детские ужастики), serial killers (серийные убийцы), satanic (сатанистские), Dracula (Дракула) , Frankenstein (Франкенштейн), и т.д.
Фантастика
(англ. weird fiction), чтобы как-то разделить трудноразличимые жанры «сверхъестественной фантастики» и «фильмов ужасов», вполне допустимо отнести вампиров, зомби, живых мертвецов и т. п. к «фильмам ужасов», а необъяснимые наукой явления — от «полтергейста» до инопланетян — к жуткой фантастике. К ней, видимо, следует отнести и картины о всевозможных экспериментах ученых, об исследованиях паранормальных свойств человека. Хотя на практике все равно получается, что фильмы оказываются на стыке жанров.
Если взять, например, многочисленные экранизации произведений С. Кинга, то и они довольно разнородны. Чиллер (то есть приводящий в состояние озноба) «Кэрри» (1976) Б. Де Пальмы не похож на мистический «фильм ужасов» «Сияние» (1980) С. Кубрика. В большей степени «боевик» — «Испускающая огонь» /«Воспламеняющая взглядом» (1984) М. Лестера — отличается от чуть комедийной картины «Кристина» (1983) Дж. Карпентера. Даже в одной ленте «Кошачий глаз» (1984) Л. Тига собраны три разные по жанру новеллы — анекдот, триллер и сказка. А «Мертвая зона» (1983) Д. Кроненберга является настоящей политической антиутопией.
С другой стороны, фильмы «Ярость» (1978) Б. Де Пальмы, «Сканнеры» (1980) Д. Кроненберга, «Возвращение живых мертвецов» (1985) Д. О’Бэннона, «Родственник» (1987) Дж. Оброу и С. Карпентера да и киносериал «Полтергейст» (1984-1988), «Особь» (1995) Р. Доналдсона могут быть причислены к «фильмам ужасов», а также одновременно к фантастике.
А еще кинематографисты кинулись осваивать водную стихию, где тоже можно найти много неведомого и повергающего в ужас («Левиафан» Дж. Пан Косматоса и «Бездна» Дж. Кэмерона, оба — 1989).
Согласившись на компромиссное определение «фантастический фильм ужасов», нетрудно уловить сходство земных «Гремлинов» (1984) Дж. Данте с инопланетными «Зубастиками» (1986) С. Херека, прилетевшего на Землю «Хищника» (1987) Дж. Мактирнена с «Болотной тварью» (1982) У. Крейвена. Наиболее же примечательны четыре картины в жанре «жуткой кинофантастики» — «Чужой» (1979) Р. Скотта, «Чужие» (1986) Дж. Кэмерона (они не случайно лидируют и в списке рекордсменов проката среди произведений подобного типа), «Нечто» (1982) Дж. Карпентера и «Муха» (1986) Д. Кроненберга. Однако человеческий аспект, конфликт любовного чувства и страх перед непредсказуемым развитием событий в конечном счете, выделяют ленту «Муха» из целой серии фильмов о превращении людей в различных тварей. Конечно, процесс преображения ученого, занимающегося проблемами телепортации и в результате неудачного эксперимента ставшего громадной мухой, исполнен актерски и технически безупречно, но именно сопереживание, сострадание к герою и его возлюбленной заставляют относиться к «Мухе» не только как к фантастическому фильму ужасов. Любопытно, что в список двадцати лучших картин 80-х годов по опросу среди ведущих критиков США попали три ленты с элементами фантастики, которые так или иначе обращались к человеческим чувствам (к доброте и соучастию — в «Е. Т., Инопланетянине», к испытанию любви и состраданию — в «Мухе» и «Голубом бархате»).
Научно-фантастическое кино – обычно основаны на квази научности, фантастичности и воображении, присутствуют: герои, инопланетяне, далекие планеты, поиски невозможного, нереальное окружение, фантастические места, великие темные злодеи, футуристические технологии, непознанные и непостижимые силы, монстры, созданные или сумасшедшими учеными или ядерным взрывом. Иногда являются подвидом жанра фэнтэзи, или имеют нечто общее с жанром экшн/приключения. Научная фантастика обычно отражает потенциальную угрозу технологий, которые могут уничтожить человечество, очень часто пересекается с жанром фильмов ужасов, в частности, когда технология или инопланетные формы жизни становятся злом.
Эпическое кино
Подразделяется на костюмированные драмы, исторические драмы, фильмы о войне, средневековые сюжеты, или фильмы об определенном периоде в истории, обычно сюжет развивается в течение длительного периода времени и на фоне развернутого панорамного окружения. В эпических фильмах обычно присутствуют элементы сложного жанра приключенческого кино. Эпическое кино основано на исторических или вымышленных событиях, мифах, легендарных или героических личностях, кроме того, этому жанру присущи богатые декорации и пышные костюмы, фильмы этого жанра производятся на принципах грандиозности и зрелищности, с высокими производственным стандартами, великолепным музыкальным сопровождением. Эпический фильм – обычно более зрелищный и пышный вид биографических фильмов. К под-жанру относят фильмы, называемые «меч и сандал» (Эпические фильмы на библейскую тематику, или фильмы об античных временах).