Охота на пиранью.
Русский героический боевик явление довольно спорное, ещё со времён Уничтожить тридцатого ничего кроме смеха такие фильмы не вызывали. А всё потому, что такие фильмы идут по пути американских мачистских боевиков 70-х 80-х (Бронсон, Сталоун, Шварцнегер), которые с одной стороны были военно-патриотическими, а с другой озлобленными на государство и в частности на политику во Вьетнаме. В наших клонах по понятным причинам нет ни того, ни другого, поэтому я никогда не понимал смысла копирования такой модели, она просто к нам ментально не подходит. Вот во Франции есть свой национальный боевик, а мы вот до сих пор пытаемся что-то выжить из тухлого номера. Однако на этот раз наши подобрались вплотную к понятию вменяемой локализации этой модели – на моей памяти Охота на пиранью лучший экземпляр таких экспериментов.
Что-же у нас есть. Есть Владимир Машков, наверно самый подходящий кандидат на роль военного супер героя, спасителя “мира” и его окрестностей. По другую сторону изувеченный в детстве психически выбеленный блондин Евгений Миронов, который по собственным словам умер в 8 лет. Первый - слепое орудие системы, хоть и внешне он строит из себя саму неформальность, на поверку является идеальным инструментом по устранению неугодных. Второй - не менее слепой противник этой системы, которому по жизни похоже делать особо нечего, вот он и устраивает увеселительные мероприятия вроде охоты на людей. И это по сути всё что мы знаем об этих двух героях, поэтому мотивация их некоторых действий практически ничем не подтверждена, приходиться верить в слепую, так же как и главные одномерные герои. Конечно же это чистейший боевик и мотивация тут не правит балом, но минимум быть должен, для общей логичности действия. Чтобы зритель не вылетал из действия как пробка от непонимания того зачем Машков побежал мочить гадов посреди спасательной операции – объяснение “Надоело бежать, не в том я уже возрасте” кроме как на шутку-отмазку не катит.
А что же с исполнением, ведь в русском кинематографе вышеизложенные претензии далеко не самое страшное. А с исполнением всё не так уж и плохо, во всяком случае по сравнению с предыдущими аналогами. Даже можно сказать виден профессиональный рост, что уже хорошо. Однако до даже схематично сделанного американского боевика аналога нам пока далековато. У нас до сих пор нет визуальной ясности, когда режиссёр и монтажёр чётко знают как и что показывать. В одном случае они просто показывает не то что нужно - производство лука происходит в режиме подсматривания в замочную скважину, как будто там есть что-то неприличное. А в другом это просто напросто идиотичное решение сцены – заглавная сцена где один из лаборантов размахивая руками заигрываю со своей женщиной нечайно раняет химическое оружие. После чего начинается хаос и папаню Миронова сначало застреливают, а потом для пущей драматичности топят на глазах у ребёнка. И таких примеров можно приводить ещё долго.
Или например сцена с титрами, конечно начинание хорошее, хоть оно как всегда полностью подсмотренное, но сделано опять криво. Даже в такой элементарной сцене создатели не могут определить где-же концентрировать внимания зрителя, ведь в зарубежных аналогах такой пролёт всегда вылавливал какие-то важные детали, здесь же я так и не понял на что смотреть. А сами титры сделаны так вообще смешно, как будто на них времени в пост продакшине не было, даже на точное совпадение с плоскостью в которой находится надпись создатели не заморочились. Ещё можно в очередной раз подивиться на наших звукорежиссёров, диалоги как всегда не различимы, баланса нет, а кроме постоянных музыкальных вставок в фильме звука по большёму счёту нет. Во время перестрелок нам как правило на полную врубают музон чтобы не заморачиваться с “реальным” звуком или даже простым позиционированиям выстрелов.
Кстати эти музыкальные вставки упрощают жизнь не только звукорежиссёру, но и режиссёру с монтажёром. Фильм практически весь раздроблен на отдельные сцены, некоторые их которых работают только внутри себя, но никак не в целом. Поэтому и получается что иногда возникает чувство того что мы смотрим набор роликов, а не полнометражный фильм. Даже сам видеоряд иногда во всю гордо заявляет о том что эта сцена вполне могла быть рекламой или клипом. Я ни в коем случае не утверждаю что сама клиповость это плохо, просто не тогда когда она дробит повествовательный ряд полнометражного фильма. Нельзя имхо построить полный метр из клиповой нарезки объединённой сюжетом, должно быть что-то большее, а так фильм стилистически кидает из сторону в сторону.
Но всё это многочисленные придирки, ведь конечный результат всё равно надо оценивать в целом в контексте.
Хотя:
- Хотя оригинального в Пираньи ничего нет, и даже провальный фильм Джона Ву середины 90-х Трудная мишень смотрится более цельно.
- Хотя технически фильм выполнен с явными провалами, как в сценарии и режиссуре, так и в звук и монтаже.
- Хотя иногда фильм глупый, всё же исходная модель к нам сложно оптимизируется.
Но:
- Но мы наконец получили нормального положительного героя, и графичного демонического отрицательного.
- Но наконец боевик не пытается притвориться чем-то иным и честно работает в строго отведённых развлекательных рамках.
- Но при всей глупости, фильм всё же удачно работает c национальными особенностями и традициями.