Кто и как работает на рынке лицензионного DVD.
У меня появилась срочная необходимость написать небольшой обзор 5ой зоны по производителям, под углом кого можно покупать, а кого нет; к кому отсносится с опасениями, а кого можно брать не глядя. То есть отразить именно общую тенденцию по каждому производителю. В результате получился 5 страничный текст написанный за 2 часа, который при всей своей "краткости", не отражает даже всех производителей. Я выразил своё мнение по большинству и по всем мэйджерам, даже по тем кто уже не работает.
Этой темой, я хочу повысить общий уровень новичков в индустрии, потому что к примеру вопрос типа: "а как выйдет релиз Buena Vista", в свете общих тенденций не актуален. Можно спросить только на скольких дисках, или на худой конец меню на каком языке и русская доржка 5.1 или 2.0 (применительно именно к Диснею). Потому что по мэйджерам в общем всё предсказуемо (за вычетом конечно кастратов UPR к примеру). Вот именно из этой предсказуемости можно и примерно предпологать что и как выйдет. Заодно все и разберёмся кто, чего и когда выпускал\выпускает\и будет выпускать. И вопросов по поводу кто Индиану Джоунс или Звёздные войны тогда задавать не будут.
Конечно всегда есть исключения, но поскольку есть исключения, к ним прилагаются и правила\закономерности, которые здесь можно отражать.
Писал довольно быстро, и не всё что хотел, а самое главное не в самом причёсанном виде, написал. Так что пишите свои наблюдения, замечания, но только с позиций отдельно взятой компании\её релизов, а не её отдельно взятого одного\двух релизов.
Студии мэйджеры:
Видеосервис \ Buena Vista
Качество дисков Диснея всегда на высоте, во всяком случае, за картинку и оригинальную дорожку с русскими субтитрами можно не волноваться. Самый явный недостаток у этих дисков это отсутствие перевода допов на ранних изданиях. Ещё на тех-же ранних и некоторых новых не хитах, часто ставят русский синхрон\дубляж в стерео. Но в целом покупая диски Диснея в России можно не волноваться.
На данный момент это самый стабильный и качественный издатель-мэйджер.
*Попадаются русские стерео дорожки
Видеосервис \ Sony \ Columbia Tristar
C этим издателем всё сложнее. Я бы поделил его деятельность на 4 основнх периода(не путать с Buena Vista, у них нумерация общая) :
1) примерно с 110001 по 110090. Здесь авторинг делался строго под пятую зону, часто с двумя русскими дорожками (синхрон и дубляж). Хотя тогда DVD позиционировались как развлечение для обеспеченных, исходники на классику были старыми, с 97-99 год, и в штатах большинство этих релизов уже переизданы (правда только в 2001-2004), а допы переводились только для самых громких релизов (Годзилла, Лучше не бывает, Люди в чёрном).
2) примерно с 110090 по 110300. Здесь нас как территорию объединили с другими странами. В результате мы получили множество различных субтитров и возможность купить DVD за рубежом с русской дорожкой. Здесь качество было таким же как и во всей Европе, но допы здесь не переводились вообще. На мой взгляд это лучший период комании.
3) примерно с 110300 по Стюарт Литтл (номера релиза нет под рукой). Вместе с ценой 299 сильно упало и качество. Больше чем на год мы вообще лишились допов, и только в августе 2005 студия решили их добавлять и даже переводить. Однако дискам этого периода присуще: заблокированные дорожки и субтитры, убогое статичное меню, сильные перепады в качестве от релиза к релизу. Вообщем диски на один просмотр которые к тому же надо довольно осторожно выбирать.
4) со Стюарта Литтла и… Снова вместе с ценой качество упало ещё ниже, только теперь лицензия скатилась до пиратов. Качество на большинстве дисков среднее и ниже, русских субтитров нет, оригинальной дорожки нет, редкие допы на хиты однако попадаются. Вообщем настоящие цифровые видеокассеты. Покупать не рекомендуется!
Мост \ Warner.
Хоть и компании уже нет, но всё же упомянуть её хочется. Качество релизов очень хорошее, допы переведены (кроме аудиокомментариев). Хотя и здесь попадаются трансферы с первых релизов формата DVD, а если уж придираться по полной, то зашитые дорожки и субтитры не очень радостно, хоть и не смертельно. Найти релизы Моста сейчас очень сложно, главное отличие от всех остальных это качественный картонная упаковка, фирменный Warner.
Премьер \ Warner.
Сначала всё было так-же как и у Моста, но летом 2004 после понижения цен Warner что-то стукнуло в голову, и они решили самые громкие прокатные хиты выпускать в виде цифровых видеокассет (Гарри поттер 3, Троя, Забирая жизни…). Более того в коллекционных переизданиях традиция продолжилась! А финалом этой компании оказался 2005, Премьер лишился всех пакетов мэйджеров, и стал открыто тиражировать пиратские копии своих релизов и продавать их со своих складов. Качество контента не пострадало, только качество изготовления диска и права покупателя.
За вычетом кастрированных изданий и морального вопроса пиратских тиражей, релизы качественные и покупать их можно.
Премьер \ Universal.
Довольно долгий был разбег, и неожиданный финал. Первые релизы Universal были просто идеальны, русский дубляж и полностью переведённые допы вплоть до комментариев (впервые в индустрии). Но когда релизы стали выходить чаще (хотя планы всё равно не соблюдались, а диски исчезали из продажи на месяца из-за недостаточных тиражей), то стали появляться диски вообще без субтитров, перевод голосом только фильма, а допы и сам фильм оставались без локализации субтитрами.
Но качество изображение и звука было аналогичным Европе, так что вычитая требования по локализации можно сказать что диски были качественными. Про пиратские тиражи читайтся выше в Премьер\Universal.
UPR \ Warner
Авторинг Warner делает сам, поэтому все недостатки поздних релизов Премьер, перешли и к UPR. Это не переведённые аудикомментарии (но остальные допы переведены), и теперь уже двух-дисковые цифровые видеокассеты (Константин, Бэтмен начало). Качество картинки и звука всегда на уровне.
За вычетом релизов без оригинальной дорожки, диски можно брать спокойно.
UPR \ Universal.
Здесь есть несколько типов релизов.
1) Каталог, который является копией изданий Премьера.
2) Новые позиции каталога, которые издаются по разным ценам исходя из выбранной стратегии студии вплость до коллекционных боксов (Например Апполон 13 дешёвый, а вот Челюсти дорогие). Но одно эти релизы объединяет - аналогичное качество Европейским изданиям, и практически всегда (на данный момент) отсутствие локализации кроме голосового перевода на фильм.
3) Новинки – аналогичные Европе издания, на них как правило стараются переводить допы, но почему-то иногда забывают ставить субтитры на фильм.
4) Новинки – обрезки (Doom, Земля Мертвецов). Это российские трансферы ниже среднего качества, их монжо покупать только для одноравого просмотра на дешёвой технике. Помимо фильма на русском и рекламных роликов на дисках ничего нет – ни допов, ни субтитров, ни оригинальной дорожки.
5) Если эти издания будут выходить сразу после проката и переиздаватся в нормальном виде вместе с мировым релизом, то я не против. Покупать себе в коллекцию такие диски не рекомендую, так ознакомится если перед коллекционным переизданием, которого возможно и не будет. Ценителям покупать не рекомендуется.
Гемини.
Очень неповоротливый издатель, его всё время преследуют постоянные задержки и отмены. А уж первое рекламное интервью компании где утверждалось, что допы будут переведены, видятся как заявления абсолютно не разбирающегося в вопросе человека. Сейчас главный недостаток всех обычных релизов компании – не переведённые и малочисленный допы. Вообще-же я бы поделил их продукции на несколько категорий:
- Однодисковые новинки – качество аналог Европе за вычетом DTS который теряется из-за доп. дорожек. Допы здесь не переводятся, а вторые диски с допами теряются.
- Каталог студии – здесь статичное меню и полное отсутствие допов.
- Каталог Лазер Видео – делается в России, но исходники берутся из Европы. В целом качество аналогично европейским релизам.
- Коллекционные дорогие издания – пока ещё ни одного не выпущено, но обещают высокую цены и переведённые субтитрами допы.
В целом диски можно покупать без опасений, но надо понимать, что допов или не будет, или они будут не переведены.
*Попадаются русские стерео дорожки
Независимые издатели:
West \ Miramax.
Релизы этой независимой компании, но дистрибьютирующей пакет фильмов мэйджера, делая свой авторинг в России, часто довольно ровного хорошего качества. Конечно, они практически всегда проигрывают зарубежным аналогам, но не сильно, а уж в пятом регионе как независимые издатели к качеству относятся серьезно (хоть и со своими закидонами). Основные недостатки на мой взгляд: не всегда хороший исходник для трансфера, заметно поджатая английская дорожка, отсутствие аудиокомментариев и мелких допов которые теряются часто в каталожных релизах (переизданиях).
Но в целом на данный момент West самый стабильный издатель, покупая их диск вы можете быть уверены что получите сбалансированное издание независимой 5ой зоны. (но косяки и браки бывают и у них)
Помимо Miramax West выпускает и другие фильмы, но в целом качественная планка такая же. Например на релизах класса Б даже West экономит выкидывая русские субтитры. Ещё надо учитывать, что примерно в первых 50 релизах этой студии, могут быть серьезные проблемы с изображением, тогда они могли очень сильно их пережимать.
MC
Студия практически полностью занимающаяся аниме. Качество в многих случаях адекватно хорошее, но бывают и проблемы с бракованными тиражами, бывают ошибки авторинга, и самое главное практически всегда не переведённые допы с японского.
Можно брать, в целом всё стабильно.
CP
Культовая студия, выпустив за 4 года около 700 дисков, плохо следит за качеством своей продукции. Если говорить конкретнее покупать диски CP без предварительной информации по релизу опасно – качество варьируется от брака, до хорошего. Например, в период с осени 2004 по весну 2005 компания выпустили пару десятков экранок ужасного качества, иногда без оригинальной дороги, а иногда с такой что слушать невозможно. Также попадаются ошибки при авторинге. Сейчас компания уже пол-года успешно издаёт коллекционные издания, и качество на них довольно стабильное. Однако однодисковые релизы покупать безоглядки всё-же опасно – начиная от квадратного изображения, и заканчивая отсутствием нормальной оригинальной дорожки.
Вообщем качество дисков после прошлого года заметно подросло, но покупать диски этой студии без предварительной проверки нельзя.
Twister
Русские фильмы делаются без реставрации, поэтому качество на них часто низкое. По громким новинкам сейчас они стараются делать качественные релизы, даже с допами. На издания старых фильмов они как правило не забиваются, и если название не громкое, то вас ждёт квадрат и не впечатляющий 5.1. Однако ранние издания студии, до подешевления, как правило были удачными, конечно до мировых налогов им было и тогда далеко, но для независемой пятой зоны вполне. Допы они стараются переводить, хотя на их изданиях это большая редкость, а на зарубежные фильмы ставить русские субтитры. В последнее время занялись выпуском арт-хауса довольно приличного качества.
По каждому релизу надо проверять, но в целом качество среднее (русские не считаю. Только зарубежные).
Videogram
За вычетом частых квадратов до подешевления старались делать качественные издания независемой пятой зоны. Но сейчас, хорошим качество можно только назвать на прокатных новинках, которые часто выходят без допов вообще. Большинство релизов из серии Звёздная галерея с наглой надписью Коллекционное издание, вообще катастрофического качества. Исходниками на этих дисках служат похоже те-же бетакамы что и для VHS. Кроме плохого русского и оригинального звука на дисках ничего нет.
Покупать нынешние издания только после ознакомления с диском.
Пирамида
Как и многие до подешевления старались работать на ценителя – переведённые допы и хорошее качество картинки были нормой. Но в 2004, где-то после 500190 перешли на тотальную диеты, в которую до сих пор входит: отсутствие допов на большинстве релизов, посредственное качество изображения и звука, отсутствие субтитров на фильмах класса Б, и практически всегда экономия на двухслойных дисках. (Они даже умудрились издать Эдисон с DTS на однослойном диске!).
Покупать только после ознакомления с диском. Но в целом, издания без допов только для одноразового просмотра.
Крупный план
Дорогие издания в стекле, это пустые релизы отреставрированной классики практически всегда без допов. Если вам хватит одного фильма, то можно покупать без раздумий, качество трансфера и звука очень высокое.
Но это про издания в стекле, если же речь идёт про различные переиздания в амареях, то тут нельзя доверять обложки и покупать диски только после проверки. Потому что здесь можно наткнуться как на копию более дорого издания, так и на ужасно пережатый релиз.
Lizard
Свои редкие хиты стараются выпускать достойно, но весь остальной каталог, помимо низкого качества контента, очень посредственный.
Союз
Никогда не славились хорошим качеством, да и к выпуску DVD на первых порах относились не серъёзно. Но на данный момент, качество у них среднее, а допов практически никогда не бывает. Только на Европейских релизах попадаются хорошие трансфер и звук. Вообще-же, на мой взгляд, основным направлением для Союза сейчас является многочисленные программы для детей, документальные фильмы и развлекательные программы.
Ruscico
Главное для этой компании издания русской классики за рубеж. В России же они издают кино Советских и Российских режиссёров, европейские мультфильмы включая Мёбиуса. Единственное на что у них есть права в России из русской классики это фильмы студии им. Горького. Вот в них-то они и показывают Крупному плану что такое настоящее издание классики.
В целом качество дисков можно назвать выше среднего.
EA
Очень энергичный и молодой издатель на рынке DVD. В основном издаёт европейское жанровое кино, фильмы класса Б и многочисленные зарубежное многосерийные фильмы. Качество у них на удивление хорошее, исходники как правило аналогичны Европе. К тому же, есть издания в амарее, которые стоят в разы дешевле, а по качеству от стекла ничем не отличаются.
Кино без границ \ Другое Кино
Арт-хаус в соответственном качестве. Сложно подходить к такому виду продукта с колокольни американских новинок. Здесь и требования немного другие.
Качество дисков соответствует качеству исходников - статусу фильма.
Региональные издания
Надо понимать, что качество на них изначально низкое, а студий издающих такие издания тьма, и делают это они абсолютно не заморачиваясь. Допы, субтитры, оригинальные дорожки, качество – всё это для региона не свойственно. Могу только посоветовать брать релизы этих студий:
- ОРТ вырезают все допы, но зато трансфер не пережимают в один слой. Звук оставляют стерео как впрочем и на большинстве региональных изданий.
- Ea - полная копия московских изданий.
- Lizard каталожные издания - полная копия московских изданий.
- Пирамида- как правило просто оставляют стерео, но качество для региона очень даже ничего.
Итог:
Кому можно доверять:
Видеосервис \ Buena Vista, West, MC, Крупный план (стекло), EA, Мост \ Warner.
Есть весомые недостатки или неудачные релизы (серия релизов), но в целом качество приемлемое:
Видеосервис \ Sony \ Columbia Tristar (ранний, только релизы до 600300 май 2004), Премьер \ Warner, Премьер \ Universal, UPR \ Warner UPR \ Universal, Гемини, Ruscico, Кино без границ \ Другое Кино.
Группа риска или издатели со множеством неудачных релизов, к ним нужно относится максимально осторожно:
CP, Twister, новинки Videogram, Пирамида, Lizard, Союз
То что покупать в коллекцию не стоит – релизы на один просмотр для нетребовательного зрителя.
Релизы CP, Upr \ Universal через месяц после проката, все релизы Видеосервис \ Sony с ноября 2005 года, классика от Videogram, Региональные издания.