Статья Павла Руминова (режиссера Мертвых дочерей):
"Продвижение фильма - это такая же естественная часть кино, как сценарий или обед на площадке. И это не плохо и не хорошо. Просто это так. Кинематограф родился как рыночный аттракцион, как дешевая сенсация, и всегда был противоречием эпических масштабов, союзом твердолобого, неунывающего конвейера и хрупкой, мятежной души. При этом ведь и конвейер то не демон. Разве я мог бы писать эти строки, а вы их читать, если бы наши сердца и вены не были отлажеными, типа скучными механизмами, далекими от импровизации и порывов вдохновения? Разве когда поэт читает поэму, не удивительный сборочный цех работает одновременно с ним?
Важно, чтобы уникальным было слово, а не авторучка.
Халтура не становится меньшей халтурой, если это халтура сценариста, а не монтажера ролика.
А монтажеру ролика не противопоказано делать работу с душой, верить в кино, да даже и верить в Бога.
Вода - это то, что вода, а не то, что неприменно в стакане.
ТРЕЙЛЕР: ВОСПОМИНАНИЕ О ПУТЕШЕСТВИИ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Великий французский режиссер Франсуа Трюффо как-то сказал, что «в фильмах, где люди врут, намного больше монтажных склеек, чем в картинах, чьи герои предпочитают говорить правду».
Следуя логике этого проницательного высказывания, можно сказать, что кинотеатральный трейлер – это воплощение лжи. Наверное, это так и есть.
Однако один немаловажный факт придает этой форме современного искусства (уже несколько лет американские авторы трейлеров вручают друг другу собственных «Оскаров») черты благородства: две минуты лжи лучше, чем два часа бреда.
Трейлер – легкий, живой, самодостаточный жанр. От киноролика можно получить удовольствие, как от бокала хорошего вина. При этом не всегда необходимо покупать впоследствии всю бутылку.
А если уж и покупать, то лучшего критерия для выбора, чем вкус вина из этой самой бутылки все равно не найти (как свидетельствуют опросы, абсолютное большинство кинозрителей главным критерием своего решения в пользу того или иного фильма считают трейлер).
Одним словом, разговор о современном кино невозможен сегодня без разговора о трейлере.
КРАТЧАЙШИЙ КУРС АНАТОМИИ ТРЕЙЛЕРА
Попробуем описать основные элементы современного трейлера, прибегнув к его собственному лаконичному языку.
Определение
Трейлер – это рекламный ролик фильма, предназначенный для показа на киноэкране. Первые трейлеры появились в 10-е годы прошлого века. Это были примитивные текстовые анонсы, которые демонстрировались сразу после основной картины (to trail – следовать).
Максимальная продолжительность киноролика – 2,5-3 минуты.
Короткие трейлеры называется «тизерами» (to tease – дразнить). Как правило, они более креативны. Часто делаются задолго до начала съемок самой картины (удачный пример: тизер фильма «Ганнибал», где канонический взгляд доктор Лектера из «Молчания ягнят» сопровождается убийственным сообщением о том, что скоро «его молчание будет прервано»).
Задача
Трейлер – это анимированный туристический буклет. Хороший трейлер дарит зрителю приятное воспоминание о путешествие, которое тот еще не совершал.
Почему герой Шварценнегера в фильме «Вспомнить все» так хотел оказаться на Марсе? Потому что несколько потрясающих, загадочных образов Марса застряло у него в голове. Он там не был, но он хочет туда вернуться.
Механизм воздействия
Об этом: труды академика Павлова, мемуары факиров, сказка, в которой мальчик по имени Нильс утопил крыс при помощи волшебной дудочки, история Троянского коня и т.д.
Виды трейлеров
Различают два основных типа трейлеров: virtual screenplay и anticipation building (создание предвкушения). В первом случае ставка делается на пересказ интересной истории, во втором – на загадочные образы, эффектные недомолвки. Безусловно, возможные разнообразные комбинации этих техник.
Отбор кадров
Кадры должны быть ясными по композиции и содержанию, выразительными. Они должны быть заряжены общей энергией, интригой, жанровым мировоззрением. Нельзя сделать достойный трейлер, если для отбора кадров используются десятки критериев (наивное и неизлечимое заблуждение многих продюсеров – желание показать в ролике все мыслимые жанры и тем самым привлечь ВСЕХ, кто любит эти жанры). Трейлер – не супермаркет. Он не может продать слишком много идей. То, что не целостно не вызывает доверия.
Помимо этого зритель должен ощущать, что картина имеет обширную географию действия и насыщена интересными персонажами и событиями.
Примером гармоничного сочетания интересных характеров, человеческих эмоций, мгновений высокооктанового «экшна» и мягкого юмора может служить ролик второй части «Людей Икс» Брайна Сингера. Что самое приятное, ролик передает, а не искусственно моделирует достоинства самого фильма, одного из редких блокбастеров с «человеческим лицом» (которым в кино часто обладают исключительно мутанты).
Монтажный ритм
Трейлер – это американские горки для ушей и глаз. Важно, чтобы трасса была изобретательной и непредсказуемой.
Монотонность, примитивность ритма превращает трейлер в любительскую нарезку.
Монтажные переходы
Эффектные, вычурные монтажные переходы используется в трейлере
еще со времен черно-белого кино. Это что-то вроде ярких лент, которыми перевязывают товар.
Один из самых колоритных примеров тематической монтажной шторки представлен в трейлере «Основного инстинкта» Пола Верхувена: воображаемый нож рассекает кроваво-красную ткань экрана. Трэш в хорошем смысле этого слова.
Звук
Хороший ролик – это тот, который интересно «смотреть» ушами.
Один из образчиков тонкой звуковой находки – стык из ролика фильма «Миссия: невыполнима» Брайна де Пальмы. Джон Войт затягивается сигарой. Ее слегка
преувеличенный звук «обратным действием» переходит в зажженную спичку, которая
в свою очередь воспламеняет бикфордов шнур, ведущий к объемной инсталляции с названием фильма.
Внутрикадровый дизайн
Для достижения максимального динамизма многие кадры подвергаются тщательной вивисекции. Используются всевозможные наезды, ускорения, «прокрутки» действия, стоп-кадры, «маски» и прочие ювелирные ухищрения, почерпнутые из фильма «Карты, деньги, два ствола» и бескрайних недр программы Adobe After Effects.
Графический дизайн
Одна из лучших иллюстраций проникновения общей идеи ролика во все его компоненты – дизайн названия в ролике антинаркотического эпоса «Траффик». Надпись Traffic разлетается, как кокаиновая пыль.
Тэглайн
Девиз картины, который в хорошем ролике служит нитью, на которую вдохновенный монтажер нанизывает гирлянды мощных, осмысленных образов. Скажем в ролике уже упомянутой драмы Стивена Содерберга «Траффик» такой нитью служит тэглайн «Никто не отмоется». Создатели трейлера добиваются буквально полифонического звучания в раскрытии этого центрального образа. На экране сталкиваются, сшибаются лбами, не
столько кадры, сколько судьбы.
Money shot
Очень крутой кадр, способный в одиночку продать целый фильм.
Классический пример: острая, как бритва, лопасть вертолета застывает в миллиметре от горла Тома Круза в финале ролика первой части фильма «Миссия: невыполнима». Или: овеянный легендами план Шарон Стоун из сцены допроса в «Основном инстинкте» (на момент выхода трейлера зрители уже знали о скандальном содержании эпизода и были вовлечены в игру).
Тот самый голос
Знаменитый, словно бы вымоченный в виски закадровый голос диктора (это не один человек!) – краеугольный камень современного трейлера. Мода на респектабельную «загробность» появилась в 90-е и до сих продолжает кормить (30-50 тысяч долларов за ролик) многочисленных обладателей «золотого» тембра.
Этика ролика
Такого предмета в природе не существует. Как не был бы бездарен фильм, ролик вам этого не сообщит. Каждый за себя.
РУССКИЙ ПУТЬ
Как же обстоят дела с новой формой современного искусства у нас? Так же, как и с производством того, что служит поводом для появления на свет трейлеров.
Отсутствие профессионального, системного мышления, самого вкуса к осмысленной, цивилизованной работе – явление монументального характера, и эта черта нового, так называемого продюсерского кино России в полной мере проявляет себя в работе над рекламными роликами картин. Иногда кажется, что даже воскрешение мозга Платона не помогло бы обнаружить логику в размашистых нарезках, которые заменяют у нас трейлеры.
Мало кто при этом отдает себе отчет в том, что западная диковинка имеет ярко выраженную русскую суть, так как многие приемы и техники, используемые при создании современного трейлера или, скажем, видеоклипа, были созданы наши знаменитыми теоретиками и практиками киноискусства и составляли основу так называемого «советского монтажа».
Но богатейшие исследования Пудовкина и Эйзенштейна во всех мыслимых областях монтажного ремесла остаются параллельной Вселенной, до них не доходят руки не только продюсеров, но самих монтажеров. Все слишком заняты работой, чтобы найти время на прояснение того, как, собственно, эта работа делается.
«Монтажный кусок не может существовать как нечто безотносительное, он должен являть собой некое частное изображение единой общей темы, которая в равной степени пронизывает все куски».
Эти слова Эйзенштейна о природе интеллектуального монтажа в полной мере описывают и первичную задачу, стоящую перед создателями эффективного трейлера.
Перед непосредственным творением ролика всегда необходимо сформулировать, извлечь из небытия эту единую тему, мысль, внутреннюю «мелодию» трейлера. И желательно, чтобы эта смысловая формула звучала чуть более объемно чем «Это должен быть крутой блокбастер!». Часто наши продюсеры путают демонстрационные ролики элитного реквизита и автотранспорта, задействованного на съемках картины, с созданием осмысленной звуко-зрительной миниатюры, оставляющей в воображении зрителя ясный и интригующий след. Азарт, с которым авторы современных русских боевиков возятся с кадрами взлетающих на воздух машин, родственен блеску бижутерии в радостных глазах индейцев при встрече с посланцами Старого Света. Иногда мне кажется, что Бог пиротехники на одном из фуршетов убедил большую группу наших продюсеров в том, что только поклонение ему гарантирует в кино жирный куш. Готов присягнуть на своем девятидисковом издании «Чужих»: это не совсем так. Я точно помню, что во «Властелине колец» были еще и диалоги.
Конечно, роскошное, симфоническое невежество большинства деятелей нашего кино, безусловно, имеет свое логическое и историческое объяснение, но, если честно, уже хочется нажать на перемотку, переместившись, наконец, из этого нашего бесконечного «переходного периода» в чуть более интересное и разумное будущее.
Будущее, где хотя бы четверть отечественных фильмов, была освещена искренней любовью к человеку и собственному ремеслу. А трейлеры были бы приглашением к приключению, а не к заключению в клетке зрительного зала.
Дополнение 1
Классика жанра
Несколько чудодейственных штампов из зарубежной практики
«В этот уик-энд (в это Рождество, в этим летом) будьте готовы…(пауза)… к самому сногсшибательному приключению в вашей жизни!».
*
«Когда мир под угрозой, появляется он (они, она, оно)…»
*
Небольшой колоритный эпизод и выигрышный «гэг» в самом конце ролика (то, что на профессиональном жаргоне называется «button»).
*
Короткая крутая реплика, что-то вроде инъекции адреналина в тело ролика. После нее, как правило, ролик разрождается конвульсией зубодробильных кадров. Примеры: «Let’s go!», «Let’s play!», «Are you ready?», «Пристигните ремни!», «Мы их сделаем!» и т.д.
*
Помпезная, эпическая музыка, сметающая на своем пути любые бастионы зрительского сомнения (волю самых неуступчивых ломают при помощи оглушительных звуковых эффектов, заказанных на лучших сталелитейных заводах и космодромах).
*
Выразительные портреты улыбающихся (напряженно всматривающихся в глаза грядущей опасности и т.д.) актеров непосредственно перед титрами с их именами.
*
Использование загадочных, интригующих затемнений (особенно в триллерах и хоррорах).
Дополнение 2
Трейлер: атака на человека
К сожалению, взаимоотношения авторов современных трейлеров и аудитории все больше напоминает бескомпромиссный бой, в котором противоборствующие стороны едва различают лица друг друга.
Трейлеры, безусловно, необходимы, и часто это тропинки, которые могут привести вас в удивительные места, но всем нам нужно учиться противостоять неутомимым ухищрениям глобализации, если мы хотим оставаться живыми людьми, а не пушечным мясом для сводок «бокс-офиса».
Понятное дело: неотразимые кадры, гипнотические ритмы, духоподъемные звук, сексуальные женщины в итальянских гоночных автомобилях… Агрессивный киноролик можно сравнить со взрывом своеобразной звуко-зрительной бомбы, чьи осколки бьют по всем точкам человеческого тела, где только может родиться решение купить билет на рекламируемый фильм.
Не сдавайтесь слишком просто. Совершенствуйте характер. Еще ни один человек в мире не умер от того, что не посмотрел блокбастер про истребителей вампиров.
Дополнение 3
Трейлер как высокое искусство
Младшие братья блокбастеров «быстрого пользования», трейлеры 21 века не в меньшей степени отдают конвейерной сборкой.
К счастью, эти работы, похожие на плод слияния человеческого головы с кофейной машиной, не единственный образец для подражания. Трейлер, как и любое явление, имеет и свои вершины.
Признанным новатором трейлера был Альфред Хичкок. Он одним из первых режиссеров осознал скрытые поэтические возможности, казалось бы, чисто функционального жанра. Трейлер был для Хичкока неразрывной, органической частью картины, своего рода вступительной сценой, непременно вдохновенной и провокационной.
Одним из самых впечатляющих примеров фирменного стиля британского классика может служить ролик к фильму «Веревка» (1948), союз оригинальности и эффективности.
Ролик начинается титром: «Нью-Йорк. Самый обычный день». Затем мы видим влюбленную пару, беседующую на скамейке в парке. Молодой человек делает девушке предложение, но та кокетливо медлит с ответом. Наконец возлюбленная героя объявляет, что даст ответ вечером, на приеме у друзей молодого человека. Слегка досадую, но, тем не менее, удовлетворившись услышанным, молодой человек удаляется. Девушка улыбается ему вслед. Мы понимает, что она, как и герой, живет ожиданием грядущего счастливого события.
Неожиданно в романтическую атмосферу вторгается суровый, холодный голос:
«Они больше никогда не встретятся. Этот вечер станет последним в его жизни. Он будет убит своими друзьями без всякой видимой причины».
Далее мы видим лица самих убийц, а титр щедрых размеров приглашает зрителей совершить очередное путешествие в тревожный мир неподражаемого Мастера Неожиданного.
Шедевр. «Мона Лиза» трейлеров.
Хичкок говорил о том, что задача кино выводит зрителя из состояния эмоционального одервенения, пробуждая, пусть ненадолго, первобытную остроту, непосредственность переживаний. Смелый ролик «Веревки» в этом смысле более эффективен, чем три четверти триллеров наших дней.
Дополнение 4
Трейлер как личный опыт автора
Сделав несколько десятков музыкальных клипов и кинотеатральных трейлеров, я, наконец, оказался перед лицом одновременно приятной и мучительной задачи: мне нужно было придумать ролики для двух собственных фильмов.
Две мои дебютные картины Deadline и «Человек, который молчал» были закончены в этом году. Это малобюджетные цифровые ленты, в которых я попытался продемонстрировать свои представления о современном, раскованном, непредсказуемом кино. Я верю в кино, которое увлекает, а не только развлекает. Иллюстрацией этой установки я видел и трейлеры своих фильмов. Я сразу отбросил многочисленные лекала, по которым создавал анонсы для чужих фильмов, дал себе время подумать.
Когда трейлеры были готовы, я закрыл глаза и мысленно представил Хичкока. Тот сдержанно, но все же одобрительно покачал головой, и я счел свою работу выполненной.
В первой моей картине, комедийном триллере Deadline рассказывается история сценариста, не успевающего сдать в срок текст сверхважного криминального сериала. Чтобы вернуть себе вдохновение, он прибегает к неожиданному и шокирующему решению. Следуя рецепту «Веревки», я вынес действие ролика за рамки фильма и дал своеобразную предысторию событий. На обреченных крупных планах героя мы слышим его закадровый голос, обращенный непосредственно к зрителю:
- Когда вы будете смотреть этот рекламный ролик, меня, возможно, уже не будет в живых. Я должен был сдать этот сценарий еще две недели назад…
Далее герой признается в любви своей бывшей жене, а на титре «скоро на видео и dvd» второпях, словно опасаясь, что ролик вот-вот закончится, объявляет: «я просто так не сдамся, у меня есть план».
Второй фильм («Человек, который молчал») – триллер в японском духе с неожиданной, парадоксальной развязкой. Здесь я взял на вооружение знаменитое правило «less is more» (часть вместо целого). Вынул из эффектной финальной сцены фильма почти всю визуальную часть, оставив лишь звуковую дорожку. Тревожные звуки, пронизанные сверхкороткими кадрами в духе Blair Witch Project, сопровождались девизом: «Скоро вы увидите все, что вы слышите».
Оба ролика не водят зрителя за нос. Между фильма и роликами нет противоречия. Я не считаю возможным давление, возвышение над зрителем. Я хотел, чтобы эти ролики заставили зрителей столкнуться не с моим, а с собственным воображением.
Россия сегодня – страна Самых-Унылых-Стереотипов-Возможных-В-Современном-Кино.
Чтобы наше кино стало живым явлением, мы должны для начала научиться получать интеллектуальное и эмоциональное удовольствие от самой игры в кино. Открыть дорогу воображению, раскованности, профессиональной эрудиции. Я видел недавно фотографии с площадки первых «Звездных войн». Глаза Джорджа Лукаса горели так, словно он решил осветить ими полгалактики. Это были времена, когда люди делали фильмы, а не «блокбастеры»."