Через Вселенную / Across the Universe (2007)
Режиссер: Джулия Теймор
В ролях: Эван Рейчел Вуд, Джо Андерсон, Джим Старджесс, Дана Фачс
Премьера в России: 13 Декабря (ограниченный прокат)
http://imdb.com/title/tt0445922 http://www.sonypictures.com/movies/acrosstheuniverse На дворе 60-е... Юный англичанин Джад отправляется в Америку, чтобы найти своего отца. Однако помимо него он также находит нового друга в лице весельчака Макса. Вместе с ним они приезжают в Нью-Йорк, где поселяются в квартире начинающей певицы. Вскоре к ним присоединяется сестра Макса, к которой Джад испытывает нечто большее, чем дружеские чувства. А на фоне приключений центральных персонажей, развиваются события, определившие дальнейшую эпоху страны: война во Вьетнаме, митинги, пик популярности движения хиппи. И каждому из героев в этих событиях отведена своя особая роль.
В 2007 году вышло сразу два мюзикла, действие которых развивается в Америке 60-х. Это «Лак для волос» Адама Шанкмана и «Сквозь Вселенную» Джулии Теймор. Но если картина Шанкмана была всего лишь ярким, но проходным балаганом с кучей звезд, то у Теймор получилось совсем другое кино. Главное преимущество ленты - это то, что музыкальной основой картины послужило более 30 хито легендарной ливерпульской четверки (они и дали фильму название и имена героям). И Теймор удалось почти невозможное – песни 'The Beatles' настолько хорошо вписываются в сюжетную канву, что кажется, будто герои исполняют не всем известные шлягеры полувековой давности, а написанные специально для картины композиции. Выбор музыки вполне очевиден – трудно представить более удачную группу, столь искреннее воспевавшую молодость, любовь и свободу. И именно три эти темы лейтмотивом проходят через всю картину. Перед нами пускай наивная, пускай во многом метафоричная и абстрактная, но безусловно жизнеутверждающая картина, некоторые клише которой воспринимаются не так болезненно, как в большинстве других мюзиклов. Однако сила картины даже не в на удивление ярких образах и увлекательном сюжете, в котором нашли отражение почти все актуальные проблемы той эпохи (хотя и то, и другое достойно высочайших похвал). Главное преимущество фильма – завораживающий визуальный ряд, придающий ленте гротескный, даже театральный оттенок. Начинается фильм вполне обыденно, но ближе к середине экран заполняют столь фантастичные краски и образы, что невольно начинаешь сомневаться – а не подмешали ли в попкорн какой-нибудь модный в 60-х препарат? Еще во «Фриде» Теймор успешно смешивала привычные съемки с сюрреалистичными полотнами знаменитой мексиканской художницы, а во «Вселенной» пошла куда дальше. От иных сцен просто невозможно оторвать глаз, и особняком здесь стоит одна из самых драматичных точек повествования, неожиданным символом которой становится спелая клубника, разлетающаяся по белоснежному холсту под шум вьетнамских выстрелов. Передать словами это невозможно – равно как и описать кадры с погруженными в воду влюбленными, на миг вырванными из окружающего их мятежного мира. Большинство этих сцен – намек на знаменитые «битловские» картины вроде «Help» и «Ночь тяжелого дня». Кино всегда было очень пластичным искусством, и Теймор удалось по-максимуму использовать все его преимущества перед другими видами искусства. Её картина красиво звучит (благодаря отменному вокалу всех актеров), красиво выглядит и посвящена красивым и вечным темам. Самое приятное, что все актеры, похоже, прониклись атмосферой фильма, и отыграли свои партии на славу. Особенно хочется отметить юную Эван Рейчел Вуд, зарекомендовавшую себе в прошлом удачными ролями в «13» и «Гадких шалостях». Приятным сюрпризом становятся и звездные камео Сальмы Хайек, Боно и Джо Кокера. 2-х часовая картина пролетает быстро, но, в отличие от того же «Лака для волос», не улетучивается из головы еще долгое время. Фильм оставляет невероятное положительное «послевкусие», хотя финал, казалось бы, более чем стандартен. Именно в этом и состоит прелесть «Сквозь Вселенную» - в ней звучат давно известные песни, в ней повторяются давно известные истины и в ней почти нет звезд. Но этот тот редкий пример, когда «как» гораздо важнее, чем «кто» или «что». Теймор поставила фильм, впитавший в себя все лучшие из эпохи хиппи, Марина Лютера Кинга и войны во Вьетнаме, при чем большинство из ключевых (и более чем негативных) событий того времени здесь представлены такими, какими они были. Теймор ничего не приукрашивает. Она лишь показывает, что даже в столь сложное время можно наслаждаться жизнью, если рядом есть друзья и любимые, если ты молод, свободен и порхаешь на крыльях любви. Главное сделать первый шаг навстречу Вселенной, а дальше пусть будет, что будет. Как говорится, let it be.
5/5
post edited by Michael Myers - 2008/01/17 00:09:00